Вы здесь

Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой

Автор: 
Невская Ольга Витальевна
Тип работы: 
музыка в диалоге с литературой
Год: 
2007
Артикул:
172661
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

-2-
Содержание
А
Введение......................................................... 3
Глава первая. Эстетические взгляды М. Равеля в их связи с литературой
§ 1. Рационализм: Эдгар По и его «Философия творчества»........ 10
§ 2. Дендизм: Ш. Бодлер и Ж. Барбе д’Оревильи.................. 25
§ 3. Эстетизм: Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»................ 34
Глава вторая. Музыка М. Равеля в ее связи с литературой
§ 1. «Павана почившей инфанте» и ее культурный контекст........ 48
§ 2. «Ночные видения» А.Бертрана-М.Равеля...................... 62
§ 3. «Встречи господина де Брео» Анри де Ренье и «Благородные и сентиментальные вальсы»..................................... 118
Заключение....................................................... 138
Библиография..................................................... 140
Приложения
155
Введение
Одной из ключевых характеристик музыки Равеля является ее исключительное совершенство. Композитор всегда апеллировал к абсолютному мастерству, гармонии и пропорции, ювелирной отделке деталей: «Наше сознание призывает нас стать хорошими ремесленниками. Поэтому я настаиваю на необходимости технического совершенства. Я бесконечно стремлюсь к этому, поскольку уверен, что никогда его не достигну»1. Т. Адорно замечал, что ни одно произведение Равеля «не нуждается для объяснения в другом, кроме самого себя» . Естественно, что подобная «герметичность» привела к другому ряду характеристик его музыки: загадка, тайна, магия. Может быть, поэтому так велик интерес ко всему, что связано с культурно-историческим контекстом, с предпочтениями Равеля в искусстве, с эстетическими и мировоззренческими принципами. Среди разного рода источников, питавших его музыку, немаловажную роль играют литературные влияния.
Взаимодействия с литературой в творчестве Равеля многообразны: это и выбор текстов для камерно-инструментальных произведений, и обращение к программным заголовкам инструментальных сочинений, и либретто театральных композиций, и, в самом общем плане, эстетика его творчества. И если литературные истоки своих инструментальных произведений композитор порой не прояснял, то по отношению к своему творческому методу он сам утверждал, что «ключ» находится именно в литературном тексте: «Что касается творческого метода, безусловно, моим учителем был Эдгар Аллан По. Его замечательный трактат «Философия творчества» в любом случае оказал на меня величайшее влияние»3.
В исследованиях, посвященных творчеству композитора, часто упоминается об особых отношениях Равеля с литературным словом. Работы в этом направлении концентрируются, главным образом, вокруг произведений Ра-
1 Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews. - New York, 1990. - P. 38.
2 Адорно T. Равель// Адорно T. Избранное: Социология музыки.- М.-СПб., 1999. - С. 240.
3 Orenstein A. A Ravel reader Correspondence, Articles, Interviews. - New York, 1990. - P. 394.
-17-
ся метафора как первый шаг к постижению символической природы Ворона. И, наконец, в самой последней строке стихотворения проясняется авторское намерение сделать Ворона символом скорбного и непреходящего воспоминания.
Таким образом, у Эдгара По можно выделить несколько основополагающих принципов создания шедевра:
1). Рациональный способ конструирования как основа творческого процесса на всех этапах сочинения: «... работа шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают математические задачи»39.
2). Предмет искусства - прекрасное. Душа - источник чувства прекрасного: «... прекрасное - единственная законная область поэзии»40. «И когда говорят о прекрасном, то подразумевают не качество, но эффект; коротко говоря, имеют в виду то полное и чистое возвышение не сердца и интеллекта, но души,... которое испытывают от созерцания прекрасного»41.
3). Замысел произведения определяется задуманным эффектом или впечатлением. Эффект здесь выступает как реакция читателя на сочинение. Так, например, важна не оригинальность, а эффект новизны.
4). Соответствие самых мельчайших деталей общему замыслу: Каждое слово в произведении должно соответствовать единому замыслу. Для этого необходимо «тщательно и настойчиво отвергать нежелаемое»42.
5). Неоднозначность сочинения: «Именно чрезмерное прояснение намеков, выведение темы на поверхность, вместо того, чтобы оставить ее в качестве подводного течения, и превращает в прозу... поэзию...»43.
Некоторые литературоведы считают, что статья Эдгара По - розыгрыш, другие полагают, что это результат многолетних размышлений поэта о творчестве, некоторые уверены в его абсолютной искренности. Поскольку Равель придерживался последней точки зрения, то мы можем предполагать, что из-
39 По Э. Философия творчества // По Э. Избранное. - М., 1984. - С. 641.
40 Там же. - С. 643.
41 Там же. - С. 643.
42 Там же. - С. 647.
43 Там же.-С. 650.
-18-
ложенные принципы являются основой его творческого метода, как он сам утверждает, и что такой механизм творческого процесса отвечает эстетическим воззрениям Равеля.
Каким же образом принципы Эдгара По нашли преломление в творчестве Равеля?
Рационализм Равеля. Существуют различные мнения по поводу соотношения «эмоциональное - рациональное» в музыке Равеля. Так, И. Стравинский называл Равеля «швейцарский часовщик», А. Онеггер, напротив, писал о свойственной равелевской музыке «силе чувства, с трудом удерживаемого в рамках»44. Тем не менее, очевидно, что рациональное начало для Равеля имело крайне важное значение. Известен факт, что Равель часто начинал работу с установления гармонического и тонального планов, а уже затем искал тематический материал: «Сначала... я намечаю горизонтали и вертикали, а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю малевать»45.
Все без исключения исследователи отмечают мастерство Равеля, которое выражается в ювелирной отделке каждой детали. Л.-П. Фарг пишет, что у Равеля присутствовали качества ремесленника и что его «страстью было предлагать публике законченные произведения, отшлифованные до высшего совершенства»46. Как известно, Равель сочинял медленно и в тайне. Найденные после его смерти черновики свидетельствуют, как много он исправлял и переписывал. «Я оставляю сочинение только тогда, когда уверен, что не смогу его улучшить никаким способом»47, - писал Равель. Как уже было сказано, Равель утверждал, что его цель как композитора - найти техническое совершенство48.
Равель также отрицал значение вдохновения в творчестве. В этом мы находим соответствие взглядам Эдгара По, который критиковал романтическую теорию непостижимости и иррациональности творческого процесса.
44 Онеггер Л. Я - композитор. - М., 1963. - С. 173.
45 Цит. по: Шалю Р. Равелиана // Равель в зеркале своих писем. - Л., 1988. - С. 192.
46 Цит. по: Марзынов И. Морис Равель. - М., 1979. - С. 285.
47 Цит. по: Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews. - New York, 1990. - P. 433.
48 Цит. по: Там же. - P. 38.