Вы здесь

Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке

Автор: 
Ковалевский Георгий Викторович
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2006
Количество страниц: 
166
Артикул:
172717
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение 3
Глава 1. «Seid nüchtern und wachet». Кантата и опера. 23
Глава 2. Между кантатой и оперой. Сценические сочинения позднего периода творчества 58
Глава 3. Музыкальное действо на конец света.
Симфония А. Шнитке и оратория А. Леверкюна 97
Заключение 125
Библиография 138
Приложение 149
2
Введение
«Бывают такие темы, которыми всю жизнь занимаешься и не можешь довести до конца. “Фауст” - и есть моя главная тема, и я уже ее немножко боюсь»1, - признался А. Шнитке в одной из бесед незадолго до окончания своей последней оперы «История доктора Фауста». Эту оперу, куда в качестве третьего акта вошла написанная десятилетием раньше кантата “Seid nüchtern und wachet”, с полным правом можно назвать итоговым произведением композитора и, вместе с тем, единственным произведением, написанным им непосредственно на фаустовский сюжет. Несмотря на это, Шнитке называет Фауста главной темой своей жизни, и это позволяет говорить о том, что история этого персонажа стала для него чем-то большим, нежели просто сюжет для одной из опер. Согласно многочисленным сохранившимся высказываниям композитора, можно предположить, что мысль о Фаусте сопровождала его постоянно. Мы можем наблюдать тот случай, когда тема, не выраженная буквально, может фигурировать в качестве идеи во многих произведениях. «Легенда о Фаусте в творчестве композитора выполняет функции «центра притяжения», фокусирующего вокруг себя другие темы и другие сочинения»2.
Чем же привлекла эта тема композитора, что стало причиной того, что данный сюжет можно по праву назвать центральным в жизни и творчестве
А. Шнитке? Причин здесь несколько. Одна из них - теснейшая связь Шнитке с немецкой культурой. Известно, что мать композитора была из коренных немцев Поволжья, и сам Шнитке неоднократно подчеркивал свои германские корни. «Немецкое - это целый круг, который всю жизнь существовал и продолжает существовать»3, - скажет он в беседах. Фауст-тема, появившаяся именно в Германии в конце XVI века и возведенная в начале XIX И.В. Гёте в общемировую, для немцев своя, родная тема. Как отмечают современные исследователи, «для немецкой культуры Фауст - явление имманентное, это
1 Ивашкин А. Беседы с А. Шнитке. М., 2003. С.179.
2 Денисов А. Отражения «Фауста» // Музыкальная академия 2004 №4. С. 24.
3 Ивашкин А. Беседы с А. Шнитке. С.23.
3
смыслов, полученных во временном странствии по столетиям человеческой истории.
Воскрешать в XX веке персонажа XVI века в его подлинном обличии вряд ли имело смысл. «Я не ставил перед собой цели тождественно воспроизвести легенду в музыке. Мне близок Фауст, который, как люди во все времена, хочет проникнуть в суть вещей, постичь истину — пусть неимоверной ценой. Жаль, что я не позволял себе быть таким дерзким, безрассудно смелым, независимым внутренне, как эта легендарная фигура. Но в крайней, бесконтрольной деятельности таится опасность переступить черту. Инстинкт самосохранения души оберегал меня... Человека, продавшего душу дьяволу, ждут жестокая расплата, возмездие»4, - скажет Шнитке в одном из интервью. В этом высказывании, начав с ценности познания, композитор приходит к этической проблематике. И в своем творчестве, в век торжества технологии, он также возвращается к категориям нравственного.
Фаустовская проблематика в творчестве Шнитке давно привлекает внимание исследователей, прежде всего, в связи с созданной им кантатой «История доктора Фауста» (1983). Слишком ярким и необычным оказалось это сочинение. Об этом, в частности, свидетельствует обсуждение итогов фестиваля «Московская осень - 1983», в рамках которого состоялась российская премьера кантаты44. Участники круглого стола отметили, прежде всего, ее яркую театральность: «Композитор написал ярко театральное сочинение, захватывающее своим драматичным, четко выверенным соотношением света и тени, мастерской отточенностью всех звуковых элементов...»45 (И. Нестьев); «Кантата обнаруживает руку оперного композитора»46 (М. Бялик); «"Фауст" А. Шнитке - бесспорно сильное и яркое
43 Фортунатов А. Запоздалая премьера // Комсомольская правда 1989. 11 апреля. С.4.
44 См. Советская музыка 1984 №4. С. 11 -51.
45 Московская осень - 83: проблемы, мнения, перспективы...// Советская музыка 1984 №4. С. 12.
46 Там же. С. 20.
15
сочинение, с отчетливо выраженными чертами театральности»47 (М. Арановский). Дискуссия состоялась по поводу танго расправы, о правомерности использования музыкальных средств эстрады, поп-музыки в академической сфере. В противовес Ю. Кореву, полагавшему, что «избранные им (Шнитке - Г.К.) средства выразительности закономерно и, более того, неотвратимо вели к снижению смысла "Народной книги о Фаусте"»48, С. Румянцев говорит, что «сила воздействия кантаты А. Шнитке во многом определяется тотальным стилевым обособлением центрального кульминационного эпизода (монолог-песня Мефистофеля)...Техническое оформление, таким образом, вносит в многовековую общехудожественную европейскую оппозицию (Фауст-Мефистофель) современный музыкальнокультурологический аспект»49. Остро встал вопрос о самой композиции произведения, его структурной разомкнутости («одного только заключительного короткого хора-эпитафии, как мне показалось, недостаточно»50 - М. Арановский), преобладании негативных образов над позитивом («кульминационным эпизодом оказывается танго. Ничего более яркого ему не противостоит. Вся вторая часть идет под воздействием этой кульминации»51 - Н. Шахназарова).
Эти первые отклики на кантату, порою весьма полемического свойства, позже сменились более объективным академическим подходом к ней. Таков, прежде всего, очерк о кантате в книге В. Холоповой, Е. Чигаревой «Альфред Шнитке»52. В. Холопова рассказывает об истории создания кантаты, приводит выдержки из авторской аннотации к российской премьере произведения и производит беглый, в большей степени ознакомительный, анализ его основных разделов. Основной акцент делается на этической проблематике кантаты, проблеме противостояния добра-зла, существования
47 Там же. С. 29.
48 Там же. С. 49.
49 Там же. С. 25.
50 Там же. С. 29
51 Там же. С. 20.
52 Холопова В.Н. Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1990. Гл. 5, раздел «История Доктора Фауста».
16