СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭВОЛЮЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Познание социальной реальности посредством языка
1.2. Факторы формирования профессиональной языковой системы, принципы самоорганизации при формировании профессиональной языковой среды
1.3. Язык специалиста как средство социализации личности ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Стуктурно-функционапьные факторы профессионального образования
2.2. Разработка условий декомпозиции системы управления высшим образованием на подсистемы информационных концентраций
2.3. Синергетический подход к подготовке специалистов в вузе ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОН АЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОЦИАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Мониторинг высшего профессионального образования в Хабаровском крае
3.2. Дискурс-анализ образовательной среды как метод исследования профессиональной подготовки специалистов
3.3. Освоение иноязычных профессиональных терминов как условие формирования профессионализма будущих специалистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБ Л ИОГР АФИЧЕСК11Й СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Данная диссертация подключается к ряду отечественных и зарубежных исследований, касающихся проблем социализации личности посредством языка. Социологи относительно недавно заинтересовались языком и коммуникацией как процессами, посредством которых индивиды становятся носителями своей культуры. На рубеже Х1Х-ХХ вв. язык рассматривался как фундамент процесса социализации. Эдвард Сепир1 в своих классических работах утверждал, что «язык это великий рычаг социализации, возможно величайший из всех существующих, язык — это символический ключ к поведению». Возникло новое исследовательское поле - языковая социализации, в котором язык рассматривается как инструмент социализации личности.
В системе высшего профессионального образования языковая социализация направлена на приобретение профессиональной
лингвистической и коммуникативной компетентности. Языковая социализация в социальном институте высшего профессионального образования проходит две ступени: ступень овладения языком в контексте общей языковой подготовки и ступень концептуального познания - овладение словами, терминами, категориями,
профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки. Результаты эмпирических исследований языковой компетентности студентов показывают низкий уровень владения профессиональным языком, особенно в интенсивно развивающейся языковой базе различных технических специальностей, которая отличается появлением новых предметных областей с характерным для них, новым языком профессиональных иноязычных терминов. Известно, что студенты, усваивая профессиональную
1 Сегжр Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи/ Э. Сепир. - М.. 2002. - 655 с.;
19
употребления уже имеющихся. В результате в нашей речи появляется что-то такое, чего в языке еще нет. Если такое новшество окажется соответствующим общественной потребности, оно имеет шанс войти в язык, стать достоянием всех носителей этого языка. Таким образом, развитие языка происходит через речь» [157].
Итак, делают вывод авторы [26, 43, 48, 249, 157] «Речь - это практическое использование языка и одновременно материальная форма его существования. Язык и речь соотносятся как социальное и индивидуальное, как общее и единичное, как устойчивое и подвижное, оставаясь при этом двумя неразрывно связанными сторонами одного общего явления - речевой деятельности». И далее - «В отличие от биологических признаков, язык по наследству не передается. Он возникает у каждого человека только в результате того, что человек слышит звучащую вокруг него речь. Таким образом, для того, чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы рядом были другие люди и чтобы эти люди разговаривали между собой, общались с помощью языка, то есть необходимо наличие социума - семьи. Здесь семья выступает в качестве первого социального института. Следовательно, по своей природе язык -явление не биологическое, а общественное». Из сказанного прослеживается, каким образом происходит социальная адаптация личности, посредством освоения языка.
Таким образом, язык - это общественное явление, для использования которого у человека имеются различные социальные предпосылки и которым каждый человек пользуется в соответствии со своими особенностями.
Затем авторами [26, 25] утверждается, что «Обслуживая определенное общество и социум в целом, язык чутко реагирует на все социальные процессы, происходящие в обществе, на его развитие и стагнацию. Подчиняясь внутренним законам, язык не может не учитывать социальных изменений, происходящих в условиях глобализации. Язык и
20
развивается вместе с обществом и всегда соответствует уровню его развития. По мере накопления информации, растут знания человека об окружающем его мире и о себе самом, в языке увеличивается количество единиц, которыми обозначаются предметы, явления, действия. По мере развития общества усложняются отношения между самими людьми, увеличиваются требования к лингвистической компетенции личности».
Сегодня, в кризисном мировом социуме происходят сложные взаимосвязанные процессы, которые оказывают непосредственное воздействие на язык. В статье Б. Силкина пишеться, что «Как известно, в настоящее время человечество, по различным подсчетам ученых, говорит на 6 - 7 тысячах языков (например, в картотеке Лингвистического центра Французской академии наук, по данным на 1986 год, состояло на учете 5650 языков, из них две трети — бесписьменные). Но эксперты полагают, что “за XXI век “вымрет” по меньшей мере, половина их, а может быть и все 90 %” . В конце восемнадцатого века, когда начались первые контакты европейцев с австралийскими аборигенами, те говорили на 260 различных языках. А в настоящее время около 160 из них уже не существуют и только два десятка насчитывают достаточное число носителей. Сегодня на планете продолжает расти количество языков, находящихся на грани исчезновения" [249].
Опираясь на авторитетные источники [2, 14, 15, 26-28, 30, 36, 48, 57, 52, 70, 87, 94, 95, 106, 147, 157, 190], мы можем говорить о том, что на современном этапе развития общества невозможно рассматривать языковые системы, как самостоятельные системы. Для исследования и прогнозирования развития языковых систем необходимо использовать принципы системного подхода [210, 64, 69, 73, 221, 222, 128, 137, 241, 192]. Процессы, протекающие в языковых системах не обратимы, во многом зависят от социально-экономических отношений в обществе. Пути развития языка определяются не только поступательным движением общества, постоянно умножающего свои знания о мире. Известно, что
- Киев+380960830922