Вы здесь

Трансформация социальной коммуникации в социодраме

Автор: 
Попова Ирина Анатольевна
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2006
Артикул:
192360
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОДРАМЫ................................................11
§ 1. Обоснование понятийного аппарата социодрамы........11
§2. Истоки возникновения социодрамы. Развитие основных теоретических представлений о психодраме и социодраме.23
Глава 2. СОЦИОДРАМА КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕСОВ.........................46
§ 1 .Преодоление проблем социальной коммуникации и корректировка социальных процессов в социодраматической работе......46
§2. Социально-ролевое взаимодействие в социодраме как двусторонний коммуникативный процесс...............................62
§3. Социодрама как метод групповой работы. Групповая динамика в социодраматическом процессе...........................90
Глава 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОДРАМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.. 102
§1. Моделирование социальной коммуникации в социодраме.102
§2. Структура социодраматического процесса.............115
.§3. Трансформация социальных смыслов и социального действия как источник изменений в процессе актуализации синтетического уровня социальной коммуникации в социодраме...................124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................154
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. диссертационного исследования.
Необходимость в трансформации социальной коммуникации, то есть изменении и корректировке ее на разных уровнях согласно требованиям времени и особенностям развития человеческих сообществ существовала всегда, на протяжении всей истории человечества, но особенно остро она ощущается сейчас, во время стремительных изменений, происходящих в мире и, в частности, в России, общественная жизнь которой только за последнее десятилетие претерпела множество изменений.
Кроме того, как отмечает К. Брэдшоу, «наша общая неспособность общаться с другими по-настоящему, будь то коммуникация между людьми или между нациями, остается основной проблемой. Разрешение этой проблемы и есть задача социодрамы»;
В настоящее время, в эпоху глобализации, когда окружение человека становится все более подвижным, неопределенным, мозаичным, необходимость трансформации социальной коммуникации в межличностных и межгрупповых отношениях становится особенно насущной в различных сферах социальной жизни, поскольку, во-первых, социально-политическая ситуация требует активной работы по урегулированию все более часто возникающих межэтнических и межнациональных разногласий, созданию конструктивной и стабильной политической обстановки; во-вторых, развитие современного общества, когда изменение социальной среды убыстряется и становится менее предсказуемым, влечет за собой необходимость в быстрой и адекватной реакции на изменения, с одной стороны, и в структурированном, системном развитии организационных систем и процессов, налаживании социальных коммуникаций на современном уровне, с другой стороны; в-третьих, в ситуации глобализации информационного
1 Bradshaw-Tauvon K. Spanning social chasms: Inner and outer sociodramas. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 16. 2001.
или иных обстоятельствах. Ее идеи являются источником, из которого возникают теоретические построения, концепции и методы. Наибольшее влияние, которое социометрия, вероятно, оказывает на социальные науки, -это та энергия и настойчивость, с которыми она отрывает ученых от письменного стола и заставляет их действовать в реальных ситуациях, в реальных коллективах и иметь дело с реальными людьми».7
Сам Я. Морено был больше практиком, чем теоретиком, несмотря на большое количество изданных работ. Он предпочитал работу с людьми письменному столу. Благодаря этому, ему удалось обогатить социальную науку множеством идей и проверенных методик для практической работы. Однако некоторое отсутствие теоретической проработанности и последовательности в изложении теоретического материала делает работы Я. Морено менее доступными для понимания. Изложение материала в них в некотором смысле мозаично: для создания целостной картины необходимо собрать воедино содержащиеся в его текстах различные образы и описания того или иного процесса или термина.
Кроме того, для описания метода и выявления его особенностей, Я. Морено отверг часть социальной терминологии, разработанной его предшественниками, а также предложил множество собственных понятий. В результате особенная терминология, выработанная Я. Морено, также встала на пути включения его теорий в рамки существующего социального знания.
Поэтому, поскольку целью нашего исследования является описание социодрамы как способа трансформации социальной коммуникации и социальных процессов, рассмотрим современное обобщенное описание социального процесса и проведем параллели с парадигмой социального знания, предложенной Я. Морено.
7 Moreno J.L. Who shall survive? Foundation of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. N.Y.: Beacon House Inc., 1953. C. 88.
Социальный процесс представляет собой изменение исходной информации, коммуникации и материальных объектов в определенный момент времени с учетом заданных ограничений среды и характеристик роли выполняющего трансформацию субъекта или социальной группы, с целью получения определенного результата.
Социальный процесс можно представить в виде следующей схемы:
Ограничения внешней среды: задают роли, отношения, определяют коммуникацию
Социальная коммуникация и ролевое взаимодействие
Информация
Материальные
объесты
J_____I
социалы юе действие (1...П) /
социалы «я роль(1,..т)
Измененная
Информация
Измененные
материальные
обьесты
прошлое
настоящее
будущее
Принимая во внимание * вышеприведенную модель социального процесса, следует указать на логику настоящей работы: в настоящей главе будет описано развитие социального процесса и трансформация социальной коммуникации во времени в процессе социодраматической работы. Роль субъектов социального процесса, осуществляющих изменения, будет также рассмотрена в первой главе. Проблемы социальной коммуникации и ролевого взаимодействия будут более подробно исследованы во второй главе. В третьей главе будет описана трансформация социальной коммуникации в ходе социодраматического моделирования.
Для понимания того, каким образом возможна трансформация социальной коммуникации в процессе социодраматической работы, важно отметить, что в отличие от методов «объяснения», которые господствовали в современной Я. Морено американской социологической мысли и, особенно, в экспериментальной ее части, Я. Морено рассматривал предмет изучения как деятельного субъекта исследования (research actor). «Объекту исследования необходимо придать статус исследователя, чтобы поднять