Вы здесь

Роль профсоюзов России и Польши в обеспечении работоспособности учительства

Автор: 
Бартошек Влодзимеж
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2004
Артикул:
192741
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................. 3
Раздел I. Социальные функции образования и роль
учительства в жизни общества........................ 11
Раздел И. Социально-экономическое положение и
состояние здоровья учителей России и Польши:
сравнительный анализ................................ 28
Раздел III. Деятельность профсоюза работников
народного образования и науки РФ и профсоюза учителей Польши по защите
прав и интересов учителей........................... 60
Раздел IV. Особенности и проблемы работы профсоюза
учителей Польши по оздоровлению и сохранению работоспособности
91
учительства...................................
Заключение ............................................... 113
Список
литературы .................................................... 118
*
3
ВВЕДЕНИЕ
* Актуальность исследования. Трудно переоценить роль народного
образования в жизни общества. От того, в каком положении находится школа, как поставлен процесс обучения, во многом зависит будущее той или иной страны, ее место в общественном прогрессе.
Образование имеет непосредственную возможность влиять на развитие человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков. Именно образование, постоянно работающее на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счете, его развитие в прогрессивном или, напротив, в регрессивном направлении.
^ Отличительное свойство стран, стремящихся к лидерству, состоит в
том, что в них уделяется особое внимание развитию образования. Образование - это органическая часть культуры любого общества, включающая как образовательный процесс, так и образовательные учреждения, обеспечивающие усвоение людьми знаний и опыта накопленного в обществе. Поэтому проблемы образования находятся под пристальным вниманием государства, общественности, политических деятелей.
Все страны бывшего социалистического лагеря, начав процессы ^ политического реформирования, столкнулись с проблемами, к которым
новое руководство было не готово. В результате эти страны попали в
обладает внутренним единством и преемственностью и не является в определенном смысле общечеловеческой.
В конституциях всех стран постсоциалистического пространства, впрочем, как и других государств, отмечается значимость образования в жизни общества. Именно на Конституцию опирается государственная политика Польши в области образования.
В Конституции Польши подчеркивается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В числе важнейших гражданских прав - право на образование. Гражданам Польши гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в государственных образовательных учреждениях. Такие же права предоставлены гражданам России, в Конституции которой подчеркнуто, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условии обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). «Если знать, что суммарное количество
обучающихся и работающих составляет более одной пятой от числа всех проживающих в России и одной трети от числа ее трудоспособного населения, - говорил на Ш Международной конференции министр образования России H.A. Тихонов, - то становится понятным, что система образования, подобно капиллярам, пронизывает и питает все общество. И это касается всех слоев общества, всех отраслей экономики и хозяйства, всех регионов, ибо от развитости системы образования в значительной
степени зависит их научно-технический и кадровый потенциал, а также потенциал каждой семьи.12
Факторы исторического развития - экономический, социальный, духовный - постепенно меняют свое значение. Три столетия назад сильными и великими считались страны с наибольшими территориями и населением. Несколько десятилетий назад символом прогресса стали компьютер, передовые технологии. В сознании подавляющего большинства людей они являются таковыми и сейчас. Отчасти это так. Но ясно, что уже в ближайшее время, когда перед человечеством вследствие обостряющегося общепланетарного кризиса встанет множество совершенно нетривиальных, качественно новых задач, самым главным показателем прогресса станут не компьютер и технологии, а человек, способный производить эти машины и механизмы, создавать новые технологии. Поэтому от образования зависят успехи в экономике и политике.
Образование образует и развивает интеллектуальный, духовный и нравственный, а сказать одним словом, «человеческий капитал» общества. Образование творит Новое и запускает его в общество. Образование стабилизирует общество и служит одним из гарантов национальной безопасности. Безусловно, причиной японского "экономического чуда", многолетнего сохранения Японии в группе бесспорных лидеров является общенациональное внимание образованию.
12 Тихонов Н А Цементирующая основа общества и государства // Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании. III Международная научно-практическая конференция Часть I. - М.: АТ и СО, 1998 - С. 20,