ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. Общественно-политические движения в политической системе демократического общества.......................................15
1.1 Политические технологии, их типы и функции...............15
1.2 Гражданское общество и государство.......................40
1.3 Политические партии и общественно-политические движения в демократическом обществе.................................68
ГЛАВА 2. Развитие общественно-политических движений в постсоветской России......................................................... 93
2.1 Становление гражданского общества в постсоветской России.93
2.2 Эволюция политических технологий общественно-политических движений в постсоветский период.......................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется как возросшим в последнее время научно-теоретическим интересом к проблемам развития гражданского общества в постсоветской России, так и потребностями соответствующей политической практики. Пристальное внимание ученых к проблеме формирования гражданского общества диктуется ее важным значением в процессе демократизации общества и государства в России.
Об актуальности исследования проблем гражданского общества свидетельствуют и факты международной и российской научной жизни. В 1994 году в ФРГ прошел 13-й Международный конгресс социологов «Проблемы и перспективы построения гражданского общества». В 1995 году состоялся международный симпозиум «Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт». В 1997 году Санкт-Петербургский политологический центр «Стратегия» провел Международную конференцию «Гражданское общество в посткоммунистических странах». В 1998 году в г. Пушкин (Царское Село) прошла конференция, организованная институтом Кеннана (США) «Гражданское общество: историко-философские корни, реальная практика, перспективы». В Институте мировой экономики и международных отношений РАН в течение длительного времени работает семинар, результатом которого стали серия статей и монография1. Серьезные исследования ведутся и в Институте социологии РАН.
Приведенные данные охватывают только малую часть свидетельств высокой научной актуальности тематики гражданского общества в
1 Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М., 1998.
14
Вебера понимание политики в современном демократическом обществе как определенной профессии в рамках и в системе всеобщего разделения общественного труда в современных социумах.
— Предложено теоретическое определение общественно-политического объединения (движения) как важнейшего института гражданского общества, отличающегося и от политической партии, и от неполитических форм объединения граждан.
— В результате критического анализа различных подходов к осмыслению становления гражданского общества в постсоветской России сделаны выводы о причинах, препятствующих нормальному развитию гражданского общества в нашей стране в данных условиях.
— Исследована эволюция частных политических технологий общественно-политических движений в постсоветской России и выделены основные этапы этой эволюции.
Практическое значение работы заключается в том, что ее положения, выводы и материалы могут быть использованы в преподавании социально-политических дисциплин; при разработке нормативных документов, регулирующих деятельность общественно-политических объединений в стране; а также — в практике организации различных общественно-политических объединений и движений граждан, направленных на реализацию их прав, предоставленных Конституцией РФ.
15
ГЛАВА 1. Общественно-политические движения в политической системе демократического общества
1.1 Политические технологии, их типы и функции
Вместе с социально-политическими преобразованиями постсоветского общества в нашу жизнь стремительно вошли и заняли в ней весьма значительное место так называемые «новые политические технологии»9. К числу таких технологий в литературе относят в основном следующие их виды: политическая реклама, политический маркетинг, имиджмейкерство, политический брэндинг, public relations (PR, паблик рилейшнз, ПР, «пиар» и т.д).
Зародившись в США, эти технологии в последние два десятилетия все более и более утверждаются и в европейской политической культуре, причем Россия в этом процессе, по некоторым оценкам, опережает даже многие западноевропейские страны. По мнению И.М. Бунина, «наши политтехнологи ... одни из лучших в мире»10- Того же мнения придерживаются и другие специалисты, работающие в этой области, например, Е.В. Егорова-Гантман, возглавляющая Центр политического консультирования «Никколо М»11.
В настоящее время только в Москве существует, по различным оценкам, от двадцати до ста высокопрофессиональных команд, занимающихся политическим консалтингом и проведением различных политических кампаний. Среди них наиболее известны Центр политического консалтинга «Никколо М» (Е.В. Егорова-Гантман), «ИМИДЖ-контакт» (А. Ситников),
9 Считается, что этот термин введен у нас в научно-политический обиход около десяти лет назад И.М. Буниным, ныне директором «Центра политических технологий» (См., например, Независимая газета. 2001.1 марта).
10 Там же.
11 См. Егорова-Гантман Е.В. Перспективы развития PR-рынка в России. // «Политический маркетинг», 2000. № 5.
- Киев+380960830922