Ви є тут

Жизненное самоопределение современных выпускников образовательных учреждений: социологический анализ

Автор: 
Коршунова Наталья Евгеньевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2005
Артикул:
192570
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
Глава I. Проблема жизненного самоопределения личности в системе научного знания 15
1.1 Жизненное самоопределение: теорстико-концепту ал ьный анализ 15
1.2 Сущностные характеристики жизненного самоопределения 36 Глава II. Жизненное самоопределение выпускников современных
образовательных учреждений разного уровня в социологическом измерении 76
2.1 Выпускники разноуровневых образовательных учреждений как специфические социально-демографические группы 76
2.2 Анализ структурных особенностей жизненного самоопределения современных выпускников разной степени образованности 97
2.3 Модели жизненного самоопределения современных выпускников 110 Заключение 150
Литература 154
Приложения 170
3
Введение
Актуальность исследования обусловлена неослабевающим научным интересом к проблеме жизненного самоопределения, приобретающей особую значимость в связи с трансформированием общественной жизни, снижением роли традиционных институтов социализации, модификацией общественных ценностей, изменением нормативных представлений о взаимоотношениях личности и общества, представлений о будущем. В этих условиях выпускники различных образовательных учреждений испытывают меньшую социальную скованность, что расширяет сферу жизненного самоопределения в контексте непрерывного образования, с одной стороны, а с другой, усложняет этот процесс.
Проблема изучения жизненного самоопределения выпускников современных образовательных учреждений обусловлена рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе моделей социального поведения выпускников современных образовательных учреждений и соответствующего им жизненного самоопределения.
Во-вторых, противоречиями и трудностями формирования адекватного жизненного самоопределения в зависимости от уровня образованности выпускников.
В-третьих, отсутствием четко обоснованных подходов к выявлению и построению выпускниками жизненного самоопределения.
Анализ жизненного самоопределения выпускников в условиях разного уровня образования не был проведен, особенности представлений учащихся
17
ориентирующих субъекта в «поле» жизни, образе жизни, так как выбор социального положения связан с ценностными представлениями об образе жизни. Субъект не просто руководствуется данными ценностями в повседневной жизни, но и опирается на них в представлениях о будущем и извлекает из них «для-себя смысл» (Ю.В. Миков)1.
В рамках конкретной жизненной ориентации ее ценностное содержание может варьироваться и определять направленность поведения, выражающуюся в устойчивой иерархии основных видов деятельности, то есть ценностная и жизненная ориентации соотносятся как род и вид. Ученый указывает на то, что структуру жизненных планов определяют объективные условия, так как выбор целей, средств их достижения объясняется наличием в структуре жизненного самоопределения феномена привлекательности какого-либо варианта жизнедеятельности, что является отражением престижа образа жизни, существующего в общественном сознании.
Влияние факторов объективного порядка на жизненное самоопределение молодежи нашло отражение и в исследовании A.B. Грибакина2. Под объективными факторами понимается воздействие социальной среды на субъект самоопределения. К объективным факторам относят макросреду - социальные институты общества, в частности, образования и воспитания, социальные нормы, уровень социально-экономического развития общества: такой универсальный механизм, как культура, СМИ как элемент культуры, воздействуя на человека, не только формируют эталоны чувствования, но изменяют стиль мышления и
1 Миков Ю.В. Жизненные ориентации как основа самоопределения учащейся молодежи. Авторсф. дис. ...каид. философ, наук. - Свердловск. 1990.
2 Грибакин A.B. Методологические проблемы исследования жизненного пути индивида. Автореф. дис. ...док. философ. наук.-Свердловск. 1992.
18
мировосприятия; микросреду - совокупность устойчивых материальных условий и общественных отношений, составляющих непосредственное социальное окружение личности: социальное происхождение, социальное положение, место жительства, образование и профессия родителей, социальные контакты семьи, сфера межличностного общения.
В требованиях общества к молодому поколению объективно задается потребность в жизненном самоопределении, определяющая такие параметры как уровень знаний, образ и стиль жизни, социокультурные формы ее организации. A.B. Грибакин отмечает, что утрата общественно-значимой индивидуальности характеризует деградирующий тип, а умножение достоинства, родовой сущности - развивающий. В рамках культурологического подхода А .Я. Голубчиковым1 выделяются репродуктивный тип, воспроизводящий сложившуюся культурную матрицу, и продуктивный, открытый различным тенденциям.
Напротив, В.М. Шнякина2 считает, что ключевую роль в жизненном самоопределении молодежи выполняют факторы внутренней детерминации, обусловленные внутренним миром субъекта, его сознанием и самосознанием. Факторы внутренней детерминации выполняют регулятивную функцию, определяют порядок предпочтений. В.М. Шнякина выделяет следующие компоненты внутренней системы детерминации: мотивационный, отражающий восприятие и переживание сущности различных жизненных событий, причины, мотивы тех или иных действий; духовно-нравственный, включающий ценности, смыслы, идеалы, знания, убеждения, индивидуальную картину мира; пространственно-временной,
1 Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида. Авторсф. дис. ...канд. философ, наук. - Екатеринбург. 1999.
2 Шнякина В.М. Субъсктносгь в процессе социального самоопределения молодежи. Автореф. дис. ...канд. философ, наук.- Омск. 1999.