Вы здесь

Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе

Автор: 
Лушников Дмитрий Александрович
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2000
Количество страниц: 
138
Артикул:
1000311358
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
Глава 1. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации.................................................12
1.1. Обыденное религиозное сознание: понятие и феномен 12
1.2. Специфика современного обыденного религиозного сознания: эволюционный аспект............................25
1.3. Общая характеристика процесса социальной дезорганизации...........................................43
1.4. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации в примитивном и современном
обществах................................................53
Г лава 2. Дезорганизация обыденного религиозного сознания в современном российском
обществе.............................................. 72
2.1. Современная российская религиозность и дезорганизация обыденного религиозного сознания...............................72
2.2. Отдельные идеи и представления современного российского обыденного религиозного сознания
в условиях социальной дезорганизации.....................85
2.3. Анализ воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества...........................................96
Заключение....................................................109
Примечания....................................................114
Библиография..................................................123
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Состояние социальной дезорганизации, в котором оказалось современное российское общество, определяет необходимость изучения проблем, связанных с динамикой общественного сознания, в том числе и религиозного сознания.
Проблематика изучения обыденного религиозного сознания предполагает разработку концептуальной модели особенностей обыденного религиозного сознания в мире современной социальности. Но особое значение приобретает выявление особенностей обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации, особенно актуальное для современного российского общества.
Выявление особенностей современного обыденного религиозного сознания предполагает его рассмотрение в эволюционном аспекте. Возникает необходимость изучения связи обыденного религиозного сознания в процессе эволюции с определёнными историческими типами социальности и мировоззренческими системами.
Изучение обыденного религиозного сознания в дезорганизованной социальной среде предполагает рассмотрение воздействия дезорганизационных процессов на него в эволюционной перспективе, от примитивного до современного постмодернистского общества. Важное значение для понимания сути воздействия социальной дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание приобретает изучение особенностей восприятия дезорганизационных процессов с позиции мифологического сознания, определение степени их воздействия на примитивный социум.
Эволюционный аспект изучения обыденного религиозного сознания предполагает выделение и анализ процессов в религиозной сфере жизни обще-
12
Глава 1. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной
дезорганизации.
1.1. Обыденное религиозное сознание: понятие и феномен.
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных институтов и организаций. Религиозное сознание выступает как определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других её элементов. Культовые действия, религиозные обряды являются следствием воплощения в символической форме религиозных верований и представлений. Религиозные организации формируются на основе общности религиозных верований. Поэтому, религию традиционно рассматривают как определенную форму общественного сознания. Общественное сознание является духовной стороной исторического процесса и представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни и формы сознания. Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня, присутствие которых ощущается в каждой из форм общественного сознания.
В отечественной литературе нет единого мнения в обозначении данных уровней религиозного сознания. Д.М Угринович выделяет религиозную идеологию и обыденное религиозное сознание (1). Е. Дулуман, Б. Лобовик, В. Тан-чер: теологическое и обыденное сознание (2). Ю.Ф. Борунков выделяет религиозную идеологию и обыденное сознание верующих (3). В.В. Павлюк - религиозную идеологию и религиозную психологию (4). Имеет место отождествление понятий «массовое религиозное сознание» и «религиозная психология»,
13
идентификация того и другого с категорией «обыденное религиозное сознание» (5).
Необходимо отметить последовательность подхода B.C. Кулика к проблеме уровней религиозного сознания. Отмечая, что религиозное сознание включает обыденный и теологический компоненты, он утверждает, что в генетическом плане эти компоненты выступают как ступени развития, в гносеологическом - как уровни, в социологическом - как формы существования религиозного сознания (6). В этом подходе заслуживает внимание то, что уровни религиозного сознания автор оценивает как гносеологическую категорию, избегает широко распространенного в научной литературе смешения гносеологической и психологической характеристик религиозного сознания.
На наш взгляд, в классификации уровней религиозного сознания правомернее подходить из философского рассмотрения данной формы общественного сознания на уровне обыденного и теоретического общественного сознания. Исходя из этого, нам кажется более правомерным деление религиозного сознания на обыденное религиозное сознание и религиозную идеологию, предложенное Д.М. У1риновичем.
Предметной сферой данного исследования является рассмотрение специфики современного религиозного сознания на уровне обыденного религиозного сознания, являющегося синкретическим по сути, и наиболее динамичного, особенно в условиях социальной дезорганизации в обществе. Анатиз особенностей религиозной идеологии, таким образом, будет производиться только в привязке к взаимодействию и взаимовлиянию с обыденным религиозным сознанием, без отдельного рассмотрения данного феномена.
Обыденное религиозное сознание является совокупностью несистематизированных представлений, идей, обрядов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых верующий человек в иллюзорной, фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и собственное бытие, определяет своё отношение к ним. К