Вы здесь

Модусы толерантности как культурные нормы этнического сосуществования на Юге России

Автор: 
Железнякова Анжелика Викторовна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2008
Количество страниц: 
174
Артикул:
193331
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. МОДУСЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ТРАДИЦИОННЬШ
НОРМЫ ЭТНИЧЕСКОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ...........................16
1.1. Понятие модусов толерантности как норм этнического сосуществования........................................16
1.2. Конверсия толерантности................................46
1.3. Толерантность модуса вивенди как номинальный уровень терпимого отношения к этническим мигрантам.............62
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ К ЭТНИЧЕСКИМ МИГРАНТАМ НА ЮГЕ РОССИИ 94
2.1. Миграционная ситуация на Юге России и уровни толерантных отношений..............................................94
2.2. Прагматическая стратегия принимающего региона к этническим мигрантам в ЮФО.......................................111
2.3. Аккомодационная стратегия перехода от номинальных к ценностным толерантным отношениям на Юге России.......131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 153
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................160
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема толерантности как культурной нормы этнического сосуществования актуализируется в связи с неустойчивым характером межэтнических отношений в мире.
Главным источником потоков беженцев и вынужденных переселенцев являются затяжные этнонациональные конфликты. По данным УВКБ ООН, на начало XXI в. 150 млн людей жили за пределами стран своего происхождения, что составляет 2,5 % населения земного шара, или 1 из 40 человек. 15 млн из них, или 10%, являются беженцами. Крупные по численности группы беженцев-эмигрантов возникли в странах с затяжными конфликтами1. Другую большую группу этнических мигрантов образуют вынужденные переселенцы. Их точную численность установить трудно. По оценкам УВКБ ООН, на начало XXI в. в мире насчитывалось примерно 20-25 млн вынуж-денных переселенцев в 40 странах .
Первоначальный уровень толерантного отношения местных жителей к беженцам и вынужденным переселенцам характеризуется средней степенью терпимости. Она поддерживается состраданием к людям низшего статуса, испытывающим, вследствие вынужденного трагического переселения, специфические потребности в физическом выживании, жилье, трудоустройстве, адаптации к местной культуре. Варьирование толерантного отношения местных жителей к этническим мигрантам от их поддержки до нетерпимости зависит от политики правительства принимающего сообщества. Сегодня многие государства приняли законы, определяющие статус и порядок обеспечения прав вынужденных переселенцев. В России действует Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (1995). Права вынужденных переселенцев включают: получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение
1 Положение беженцев в мире. Пятьдесят лег гуманитарной деятельности УВКБ ООН. М., 2000. С. 342-346.
2 Там же. С. 230, 278.
3
ГЛАВА 1
МОДУСЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ТРАДИЦИОННЫЕ НОРМЫ ЭТНИЧЕСКОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
1.1. Понятие модусов толерантности как норм этнического
сосуществования
В повседневном словоупотреблении «толерантность» (от лат. toleran-tia - терпение; англ. toleration; нем. Toleranz; фр. tolerance) - синоним терпимости к чужим взглядам, нравам, верованиям, образу жизни. Как культурная норма отношений между людьми терпимость тождественна уступчивости, снисхождению и сотрудничеству. С обыденной точки зрения толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласованности разнородных интересов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Толерантность тождественна мирной жизни, свободной от вражды и войн. Антонимом толерантности является нетерпимость, иитолерантность, нежелание и неспособность считаться с чужими верованиями, взглядами, образом жизни13.
Сегодня среди философов, социологов, политологов преобладает общее мнение относительно понимания либеральной толерантности в институциональном аспекте как принципа решения споров, воплощенного в постоянных мирных соглашениях или договорах. «Толерантность, - пишут авторы «Краткой философской энциклопедии», - необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»14. Либераль-
13 См л Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 173; Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. 2-е изд. М., 1993. С. 597; New Bebster’s Dictionary of the English Language. Delhi, 1980. P. 1618.
14 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. C. 457.
16
ная толерантность - раннесовременная и западная по происхождению культурная норма неконфронтационных отношений между индивидами, социальными группами и государствами. Три века назад провозглашение свободы совести и свободы мысли привело к появлению либеральной толерантности, религиозного плюрализма и современного светского государства.'3 Либеральная толерантность получает институциональное воплощение и мотивационное закрепление при демократическом конституционном режиме. Она становится распространенным моральным качеством, «...характеризующим отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения»16. В отношениях между народами либеральная толерантность проявляется в этнической экзофилии, то есть во внешнем восприятии, отмеченном чувством равенства1'.
Либеральная толерантность как качество свободных и равных граждан реализуется в договоренностях между лидерами, партиями, заинтересованными группами о справедливых условиях кооперации в решении общих проблем независимо от идеологических ориентаций сторон. Поскольку сегодня многие исторически недемократические страны адаптируют конституционную демократию как систему правления, среди государств-членов ООН распространено убеждение, что либеральная толерантность является необходимой культурной нормой в международных делах. Ог субъектов международных отношений ожидаются гибкая тактика в конфликтных ситуациях, дипломатия и превентивные дипломатические действия, поиск посредников, нахождение консенсуса между переговорщиками по общим проблемам. Целевое назначение толерантности - обеспечение мирных устоев жизни, нор-
15 Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов н/Д, 1997. С. 514-517.
16 Словарь по этике / Под ред. Л.Л. Гусейнова, A.C. Кона. М., 1989. С. 309.
17 Ethnicity. Intercosta glossary. Concepts and terms used in etlmicity research / Ed. by F.W. Riggs. UNESCO. Honolulu, Hawaii, 1985. P. 96.
17