ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение....................................................3-10
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения роли общественного мнения в создании имиджа офицера МЧС.................................................11-82
1.1. Общественное мнение в системе регуляции социального действия человека...................-•.....................11-31
1.2. Социологическая характеристика имиджа офицера МЧС . . . 32-57
1.3. Изменение имиджа от брандмейстера до офицера МЧС: историко-социологический анализ............................58-82
Глава 2. Особенности имиджа офицера МЧС в общественном
мнении............................................84-138
2.1. Основные характеристики имиджа офицера в общественном мнении......................................................83-114
2.2. Формирование имиджа будущих офицеров МЧС . . 115-138
Заключение.................................... .... 139-144
Библиография............................ .... 145-168
введенні:
Актуальность темы исследовашш. Трансформация российского общества потребовала реформирования различных его сфер и служб. Серьезные изменения произошли и в государственной противопожарной службе, которая в 2001 г. вошла в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эти преобразования были вызваны объективной реальностью в современных условиях мирового развития (терроризм, возможность глобальных катастроф, природных катаклизмов и пр.). Все это требует многофункционального подхода при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание новой структуры, объединяющей усилия различных спасательных служб под единым руководством - необходимый процесс, повышающий безопасность страны. При этом Федеральная противопожарная служба - основная составляющая МЧС, а ее офицерский корпус играет важную роль в эффективности деятельности МЧС. Но исследованиям социокультурных особенностей данной социально-профессиональной группы пока еще не уделяется должного внимания.
Актуальность данной работы, в связи с этим, обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, радикальными изменениями в стране, повлекшими изменение ценностных ориентаций населения, его мировоззренческих ориентиров, а также возрастанием роли материального фактора в современном российском обществе. Во-вторых, сложными процессами реформирования Федеральной противо пожар ной службы, являющейся основной составляющей Министерства Российской Федерации по делам 1ражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В-третьих, необходимостью теоретического осм ыслення новых условий формирования имиджа офицера МЧС, исследования его характеристик и социальной значимости в современных условиях. В-четвертых, в выявлении роли общественного мнения в
15
при выяснении содержания потребностей определенной общности и способов представления их властным структурам.
Особое место в развитии теории общественного мнения уже в рамках марксизма занимают мыслители, которые опирались на теорию классов и классовой борьбы в становлении и изменении общественного сознания. Они считали, что общественное мнение выступает частью общественного сознания, которое, в свою очередь, отражает процессы, происходящие в общественном бытие. Поскольку его познание обычными людьми чаще всего осуществляется без привлечения научных данных, то общественное мнение может включать в себя ложную совокупность взглядов. В их распространении всегда заинтересованы конкретные классы, социальные группы и партии. Поэтому, сталкиваясь с тем или иным широко распространяемым мнением, всегда следует искать тех субъектов, в чьих интересах оно распространяется.
С этой позицией в целом можно согласиться, однако не всегда известен тот субъект, который формирует содержание общественного мнения по отдельным проблемам. Если они актуальны для большинства, то тогда действительно сам народ через него выражает содержание своих интересов.
Активное изучение общественного мнения начинается со второй половины XIX в. Особенно важную роль в этом сыграла работа французского социолога Габриэля Тар да «Общественное мнение и толпа». В ней, в частности, утверждается, что общественное мнение порождается «публикой», которая возникает как социальная общность при капитализме. Именно Г. Тард заложил основы настоящего социологического анализа «общественного мнения».
Г. Тард, продолжая анализ особенностей становления и функционирования общественного мнения, выделил специальные группы, которые выступают в качестве его носителей. Они либо самостоятельно создают систему оценок текущих социальных процессов, либо выступают в качестве активного проводника позиций и взглядов отдельных субъектов. Специфической особенностью этих групп является то, что одним из ведущих видов
16
деятельности становится создание и распространение свойственных им мнений на большую массу людей [196. С. 246-260].
Как отмечает один из основоположников отечественной школы исследования общественного мнения Б. А. Грушин, общественное мнение «принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению». Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений. «Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других - его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих - родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых - его качественно-количественных признаков - распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни» [72. С. 7].
При этом некоторые отечественные исследователи, указывает М. К. Горшков [66. Гл. 5-6], такие как Потапенко Д. А., Чесноков Д. И. выделяли в общественном мнении исключительно его нравственную природу Они считали, что содержанием общественного мнения выступают те нравственные отношения, которые возникают между людьми в различных сферах жизни. Для того чтобы индивиды соблюдали необходимые моральные нормы и правила, требуется постоянная оценка их поведения, а также соответствующая коррекция. Инструментом оценки и побуждения к исправлению поступков части индивидов является общественное мнение.
Поскольку оно носит коллективный характер, то индивид вынужден ему подчиняться, чтобы не быть изгоем. Следовательно, общественное мнение выступает в качестве той моральной силы, которая позволяет привести к должному поступки многих людей, не прибегая к физическому воздействию на них.
- Київ+380960830922