Вы здесь

Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи

Автор: 
Шубина Ольга Александровна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2008
Количество страниц: 
225
Артикул:
193376
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОС ТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ................... 17
1.1. Методологические аспекты исследования ценностей и ценностных
ориентаций.................................................... 17
1.2.1 уманизм как ценность в структуре социальных ценностей... 42
ГЛАВА 2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 69
2.1. Российское студенчество: проблемы изучения его духовного облика 69
2.2. Образ жизни и ценности современной студенческой молодежи 95
2.3. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи г. Сургута................................ 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 166
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 174
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................ 199
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 200
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современное российское общество представляет собой сложную структуру, которая характеризуется неравномерностью социально-экономического, культурного и образовательного уровня развития людей в различных регионах страны как в мегаполисах, так и средних городах. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) разница в развитии между наиболее и наименее благополучными регионами России составляет примерно в 1,6 раза.1
Не имея социального идеала и полагаясь на стихийность экономического рынка, российское общество, характеризующееся нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций, сталкивается с нарастающей деградацией социально-экономических, гуманистических и интеллектуальных устоев. За последние десятилетия тревожные тенденции не только значительно усилились, но и расширили сферу своего влияния: если раньше преимущественно говорили о проблемах экологии в контексте производственно-технического и потребительского воздействия общества на природу, то теперь все больше говорят об экологии человека, культуры, духовной жизни, о крушении системы ценностей.2 Кризис проявляется и в культуре обыденной жизни, в низком уровне цивилизованности индивидов: в упадке трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности, массовой толерантности людей к безобразиям, ненормальностям жизни и т.д.
Данное состояние общества, получившее в социологии название «аномия», характеризуется расстройством индивидуальной ценностной системы и означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчужденности, вызванное недостатком либо противоречивостью норм. На разных уровнях субъектности общественного сознания принципы и ценности гуманизма ста-
1 Всряскина В.П. Глобализация и персональная модернизация (Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1тр://$рки^уитоу.пагос1.ги/035Уегу askina.htm.
2 В данном направлении работает экопенхология (А. Гагарин, В. Огудин, М. Люшер) задачей, которой является создание условий для гармоничного сосуществования человека и окружающей среды. В круг ее интересов входит взаимодействие человека с окружающей средой на разных уровнях, утрата людьми нравственных ценностей, природные катаклизмы и экология человека. Центром экопсихологии в России является лаборатория экопсихологии развития, созданная н Психологическом институте РАО в 1995 г.
Педагогическое направление в трактовке ценностей базируется на методологии общей философии ценностей и развивающейся системе современного образования. Представителями данного направления являются Ш.А. Амонашвили, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев,
В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Н.Г. Нагибулина, Л.А. Беляева и др.1
В наши дни в отечественной педагогической науке ценность рассматривают следующим образом: «Ценность существует как категория, которая отражает представления человечества о должном и во многом определяет его деяния, что и делает возможным процесс познания ценности»;2 «ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей».3
Таким образом, в педагогике ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
В начале XXI века наблюдается тенденция к использованию в рамках одного подхода отдельных элементов различных школ и направлений. При этом исходная концепция сохраняет статус доминирующей, но ее доминирование оставляет место для сосуществования иных точек зрения. Современное состояние ценностной проблематики можно охарактеризовать как развитие прикладных аскиологических исследований, представленных лингвистической философией, этическим направлением и глобальной комплексной концепцией.
1 А.моиашвшш III. Л. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. - 560 с.; Амонашвили I1J. Л. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. - 495 с; Нагибулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-псдагогических дисциплин в средних специальных учебных заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ugkr.ru/about/files/docs/docs/metod2.doc.
2 Нагибулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-псдагогических дисциплин в средних специальных учебных заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ugkr.ru/about/files/docs/docs/mctod2.doc.
3 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/ l/0075/index.shtml.
21
Представители так называемого семантического направления в аксиологии во главе с аналитиком А.Дж. Айером развивают тезис о недифференцируемости ценностных понятий, т.е. реально существует сам факт оценки, который может изучаться психологией как психологический акт, социологией как социологический, «метааксиологией» как языковой. Последователи
А.Дж. Айера, Дж. Урмсон, Р. Брандт, Р. Хеэр утверждают, что оценочные понятия ничего не означают, а лишь выражают определенные эмоции.1 Так Р. Хеэр в работе «Язык морали» разрабатывает концепцию «предпочитаемо-сти», в которой исследователь заявляет о существовании «гипотетически ценных объектов».
Прикладное аксиологическое исследование этического направления представлено взглядами Ф. фон Кучера, И. Лакатоса, Т. Куна, С. Тулмина и Л. Лаудана.2 Ценности, согласно данному подходу, понимаются как предельные нормативные основания. Например, американский исследователь Л. Лаудаи в своем труде «Наука и ценности» разработал «сетевую модель» обоснования механизма оценки ценностей, согласно которой с изменением научных теорий и методов познания меняются и ценности. Л. Лаудан утверждает, что ценности, принимаемые научным сообществом, подлежат критической оценке: «Конкретный фрагмент науки может находиться в состоянии прогресса (по отношению к одному набору ценностей) и регресса (по отношению к другому)».3
На сегодняшний день одной из актуальных считается концепция сетевого общества М. Кастельса. В данной концепции основой всех ценностей являются не знания, а технологии. В своем трехтомном труде «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» Кастельс вводит новый термин - «информационализм», который означает «воздействие знания на зна-
1 Бранлт Р.Ф. Лекции по истории русского языка. Серия «Лингвистическое наследие XX века». - М., 2005. -128 с.
2 Лаудан Л Наука и ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1тр://р1й1$с1.ип1у.к1еу.иа/Ь1ЬПо/1аис1ап.Ьгт1.
3 Лаудан Л.Наука и ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philsci.univ.kiev.ua/biblio/laudan.html.
22