Вы здесь

Эволюция традиций в ментальности современного российского общества : Социокультурный анализ

Автор: 
Федулова Алла Викторовна
Тип работы: 
Социокультурный анализ
Год: 
2002
Количество страниц: 
163
Артикул:
193659
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИЙ В СФЕРЕ МЕНТАЛЬНОСТИ.
Понятие традиции. Традиции как механизм преемственности культуры. Термин «ментальность». Подходы к изучению ментальности. Формы ее актуализации. Социокультурное направление в методологии и методах изучения ментальности. Количественный и качественный анализ.......... 11
Раздел II. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ.
Исторические пути познания российской ментальности. Западничество, славянофильство и евразийство. Формирование русской идеи на основе традиционных черт ментальности россиян. Факторы, определяющие своеобразие традиционных черт российской ментальности.....44
Раздел III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАДИЦИЙ МЕНТАЛЬНОСТИ РОССИЯН.
Анализ российской ментальности в работах современных . социологов. Социокультурный анализ традиций в ментальности россиян на основе данных
социологического опроса на территории России...........95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................143
БИБЛИОГРАФИЯ..........................................148
ПРИЛОЖЕНИЕ............;...............................161
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. Понятие традиции является важнейшим для
понимания проблемы социального наследования, культурной преемственности.
• %
На рубеже веков Россия пережила сложный переход экономики к рыночным отношениям, в результате которого происходят изменения сущности социокультурных традиций в области ментальности, этнонационального сознания россиян. Проблемы современного состояния ментальности россиян обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.
Во-первых, в России существуют проблемы, связанные с выявлением единого пласта культуры народов, населяющих страну. На одном жизненном и культурном пространстве сосуществуют и взаимодействуют различные этносы - носители традиционной народной культуры. Выделяется несколько групп народов, различающихся по генетическому признаку:
• эго собственно русские (потомки древнерусской народности), с которыми взаимодействовали и ассимилировались народы, населяющие Россию и примыкающие к ней территории (81,5 %)';
• коренные народы, вошедшие в состав Российского государства. Численность «коренного населения» в республиках РФ составляет 32%, в автономных кругах -10,5%. Из 21 республики, лишь в Коми, Туве, Чечне, Чувашии, Северной Осетии коренное население составляет более 50%;
• народы, представляющие титульные национальности ближнего зарубежья, раньше входившие в состав России; и народы, оказавшиеся на территории России в силу различных причин: поляки, чехи, немцы, французы, японцы, корейцы (5,31%).
Все эти национально-этнические образования свидетельствуют о сложностях определения традиций Российской ментальности. В обществе
1 Аксянови Г А 100 народов Российской Федерации. М., 2001 г., с. 13, 41-50.
3
Значительная часть отечественной литературы посвящена описанию и конкретно-социальному анализу традиций, позволяющему дать различные
7
толкования самому термину «традиция» .
Отечественные социологи 60-х -70-х г.г. не отделяли традиций от обычаев, ритуалов и обрядов (И. В. Суханов, С. Енгелдиев, В. А. Малинин). Традиции рассматривались в статике, преувеличенно устойчивыми, хотя постепенно намечается переход к динамическому толкованию характера традиции. Постепенно на первый план выдвигается вопрос о создании специальной теории традиции. Понятие традиции отделяется от понятия обычая и рассматривается как собирательная философская категория (Э. С. Маркарян, И. А. Баргесян, В. Б. Власова и др.). В это время социокультурная традиция понимается с одной стороны, как устойчивое отношение между людьми (В. Д. Плахов) а с другой - специфической культурной деятельности, направленной на стабилизацию общества ( Э. С. Маркарян).
С конца 80-х - начата 90-х анализ традиций осуществляется с позиций исследования её отдельных видов: политических, философских, историко-культурных, религиозных. (В. В. Сербиненко, В. Ванчугов, В. Кожинов,
о
А. И. Солженицын и др.) .
Поэтому возникает необходимость рассмотрения традиций с точки зрения культуры и этноса.
Социологами и культурологами изучается специфика противоречий становления и изменения различных ценностных доминант традиций русской
См: Плахов В. Д Традиции и общество. Опыт философско-социального исследования. М., 1982, с. 169-174: Маркарян Э. С. Культурная традиция и задачи дифференциации ее общих и локальных проявлений// Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы Симпозиума. Ереван. 1978. с. 84-
90.
* См: Ванчугов В Очерк философии «самобытно-русской». М., 1999; Кожинов В. История Руси и русского слова Современный взгляд. М., 1997; Солженицын А. И Русский вопрос к концу XX в. // Новый мир № 7. 1994.
15
А. Ш. Викторов)9.
Главной доминантой русской культуры Ахиезер называет
нравственность. Идеалы, ориентации, нравственные системы являются
фундаментальными основаниями, отражающими характеристики
общественного воспроизводства. Для него значимым оказывается поиск путей
самоизменения, саморазвития российской личности и созданного ею общества
через преодоление муки раскола, требующее эволюции. Важнейшее значение
Ахиезер придает традициям: «В истории сохранились лишь те культуры, те
формы культуры, те культурные ценности, которые нацеливают личность на
воспроизводство, сохранение, интеграцию общества. Если культура создает
основы для сохранения через деятельность людей исторически сложившихся
социальных отношений. то она сохраняет и социальную основу своего
существования. Если культура этого обеспечить не может, то гибнет её
массовая социальная база, гибнут социальные институты. которые её
охраняют, защищают . от различных ' опасностей. В результате
господствующая культура отходит на задний план, уступая место каким-то
, ю
иным культурным формам» .
Другие авторы рассматривают различные аспекты возрождения традиционных основ в современном российском обществе (А. С. Панарин, А. И. Уткин, В. С. Житков, К. Б. Соколов)11, анализируют взаимосвязи между традиционными чертами русской культуры и национальным самосознанием в России (Т. Д. Марциновская, К. Касьянова)12.
" См: Ахиезер А. С Россия: критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск. 1997., Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1992 , Викторов А. Ш. История русской культуры М., 1997.
Ахиезер А. С. Россия, критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск. 1997. с. 55.
11 См: Соколов К. Б., Жидков В. С. культурная политика России. М., 2001; Панарин А. С. Выбор России: между атлантиз.чом и евразийством// Научный альманах «Цивилизация и культуры». М..
1995.
См: Касьянова К. О русском национальном характере. М.. 1994; Марционвская Т. Д. Русская ментальность и её отражение в науках о человеке. М.. 1994.
16