Вы здесь

Социокультурные особенности интернет-образования в России и США

Автор: 
Мамедов Георгий Юсубович
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2006
Артикул:
193785
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

*ч
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................*....................3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ И МЕТОДЫ ИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................................188
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию образовательного процесса, осуществляемого в социальной системе электронной среды.........................!.................188
1.2. Генезис понятия «интернет-образование»...................32
1.3. Основные социокультурные характеристики интернет-образования в
системе повышения квалификации и дополнительного образования 43
Выводы по 1-й главе.........................................5959
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПАРАМЕТРАМ В РОССИИ И США.....................6262
2.1. Состояние интернет-образования в России и США: своеобразие социокультурных контекстов.................................6262
2.2. Социальная характеристика интернет-студентов и их социокультурная адаптивность к образовательному процессу в электронной среде.77
2.3. Влияние социокультурных факторов на процесс интернет-образования
в России и США: опыт эмпирического исследования...............88
Выводы по 2-й главе:..........................................97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................999
ЛИТЕРАТУРА................................................ 1044
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 122
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В ближайшие десятилетия в связи с изменениями в технике коммуникаций и социокультурными особенностями развивающихся глобальных и региональных образовательных процессов доминирующей составляющей образования информационного XXI в. станет интернет-образование. Развитие этой
ь
новой образовательной ситуации в мире, основанной на использовании новых компьютерных, мультимедийных, информационных и коммуникационных технологий, обеспечении доступа к интернет-ресурсам и сервисам, связано, в первую очередь, с тем, что интернет-образование представляет собой новую форму получения знаний, развития социально - значимых способностей, определяющих самостоятельность и социально-коммуникативные возможности личности. Оно находится на пути реализации важнейших социальных проектов современности, направленных на повышение качества образования на протяжении всей жизни, реализацию принципов открытости, гумани-стичности, гибкости и индивидуальности образовательных процессов, преодоление пространства и времени1.
Интернет-образование открывает абсолютно новые, одинаковые для всех возможности получения знаний в совмещенном информационном и образовательном пространстве. Они независимы от социального статуса обучающегося, места его проживания, удаленности от центра обучения, причем не только в рамках одной страны. Актуализации интернет-образования способствуют такие его характерные особенности, как активизация учебной деятельности студентов, на-
1 Материалы 7-й международной летней школы «Lifelong Learning: Inside and Outside School. Learning and Transforming Spaces», Университет Роскильде, Дания, август 2005 г.
рубежными учеными. Эмпирическая база включает в себя использование как вторичной информации из опубликованных источников, так и результаты опросов, проведенных автором.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
> на основе критического рассмотрения имеющихся подходов к изучению интернет-образования обоснована приоритетная роль социокультурного подхода в качестве наиболее адекватного способа анализа этого феномена;
> раскрыты социокультурные условия создания, трансляции и воспроизводства знаний, формирования' социально значимых способностей, определяющих самостоятельность и социально-коммуникативные возможности личности в процессе интернет-образования, выделен и эксплицирован социокультурный компонент образовательного процесса в социальной системе электронной среды;
> уточнено и концептуализировано понятие «интернет-образование» в ракурсе социокультурного подхода, акцентирующего внимание на ключевой роли социально-
исторических, этнонациональных, культурных факторов в развитии инновационных образовательных процессов;
> выявлены и определены основные проблемы развития системы дополнительного образования и повышения квалификации на основе использования информационных и компьютерных технологий в России и США в аспекте ее современного состояния и тенденций развития;
> выделено и описано содержательное различие социологических проблем интернет-образования как средства оптимизации профессиональной подготовки и дополнительного образования в России и США на основе их сравнительного анализа;
> определена роль культурно обусловленных традиций в сфере образования, влияние социальной, информационной и коммуникативной составляющих образовательного процесса в электронной среде на социокультурную адаптивность студентов;
> определена значимость влияния культурных факторов, социальных обстоятельств и глобальных коммуникаций на реализацию интернет-образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Критический анализ имеющихся теоретикометодологических подходов к изучению интернет-образования ■ приводит к выводу, что наиболее адекватным способом анализа данного феномена, процессов его становления, организации и развития в различных социально-исторических и культурных средах выступает социокультурный подход. Он позволяет учитывать роль социальных, культурных и коммуникативных факторов, микро- и макросоциальных воздействий на образовательный процесс и выявлять препятствия различного уровня, в том числе «цифровое неравенство», «локальную неготовность» интернет-образования как исторически обусловленной и постепенно аккумулируемой соци-