СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕТА
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 19
РАЗДЕЛ И. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 49
РАЗДЕЛ III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ
ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 87
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРЕПИСИ 2002 ГОДА 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 153
2
Введение
История населения - это история общества. Изменения в численности населения, его возрастном составе, брачной и семейной структурах, а также демографические процессы, которые обусловливают эти изменения, отражают сложные, противоречивые, а порой и трагические события в жизни стран и населяющих их народов.
Численность населения - это одна из наиболее важных социальных характеристик общества. Изменение численности населения имеет большое социально-экономическое значение в жизнедеятельности общества. Роль численности населения столь же универсальный параметр, как и роль времени, и применима ко всем эпохам. Она связана со всей экономической, социальной и культурной деятельностью человечества, составляющей его историю и его будущее.
Для получения данных о населении в социологии и демографии используется система различных источников информации, дополняющих друг друга: текущий статистический учет социально-демографических событий (рождение, смерть, брак, развод), осуществляемый непрерывно; текущие регистры (списки, картотеки) населения, а также выборочные и специальные социальные обследования. Самым крупномасштабным и многоцелевым источником информации о населении является перепись населения. К середине XIX в., когда во многих странах мира уже проводились переписи, приближенные к их современному пониманию, в науке были даны и первые определения переписей населения как масштабных государственных учетных операций, охватывающих все население страны или ее отдельных территорий.
Учет населения в России имеет давнюю историю, берущую начало в IX веке, он носил несовершенный характер и имел, как правило, фискальную цель. В XIX в. в царской России была проведена единственная всеобщая перепись населения, которая до сих пор является ценнейшим источником демографической, социальной, экономической информации о населении. На
3
которого велась вся организационная работа, стал принцип централизации.
4. Одним из главных руководящих теоретико-методологических документов является программа переписи, определяющая перечень изучаемых признаков учетных единиц, в которую входят социальные, демографические, экономические, этнические признаки, характеристика образования и грамотности и т.п. Именно программа определяет качество получаемой информации о населении. Сравнительный анализ программ переписи 1897 г., 1937 г., 2002 г. позволяет утверждать, что разработка этого основополагающего документа переписи находится в прямой зависимости от политических и экономических целей и интересов государства. Политизация и идеологизация программ переписей в России наблюдалась во все периоды их проведения. Этим обусловлены количественные и качественные изменения перечня изучаемых в ходе переписи признаков.
В условиях современной России автору представляется целесообразным законодательное утверждение перечня вопросов, включаемых в программу переписи населения и переписной лист.
5. Определяющим фактором успешного и качественного проведения такой крупномасштабной кампании как перепись 2002 года стала информационно-разъяснительная работа среди населения, особую роль в которой сыграли средства массовой информации. В процессе этой работы начала складываться, по мнению автора, новая система отношений региональной власти и СМИ, которую можно определить как общественное партнерство, когда власть и журналисты объединяют свои усилия для достижения социально-значимой для общества цели. В результате проведенного исследования автором обосновано отнесение информационноразъяснительной работы среди населения к важнейшему методологическиму принципу проведения переписи в условиях современной России. Дано авторское определение этой методологической составляющей как принципа информирования общественности.
6. Перепись населения - это не только крупномасштабное социально-
15
статистическое учетное обследование, но прежде всего управленческое, политическое решение власти о необходимости получить количественную и качественную социологическую информацию о главном стратегическом ресурсе и капитале общества и государства - людях, населении страны. Главный фактор развития страны и государства - это человеческий фактор. Сейчас в новой геодемографической, геополитической ситуации при резком снижении рождаемости в России, усилении миграционных процессов, старении и росте смертности населения важнейшее значение для общества, его дальнейшего развития приобретает познание качественных показателей структуры населения.
7. Впервые за 105-летнюю историю переписей в России был принят Закон РФ "О Всероссийской переписи населения", закрепивший основные методологические и организационные принципы проведения этой учетной операции и позволивший выполнить главную задачу переписи - учет населения страны. Это позволило также разработать и четко выстроить нормативную базу и использовать возможности административного аппарата.
Законом предусмотрено, что участие в переписи является "общественной обязанностью человека и гражданина". И хотя это положение закона вызвало много споров, попытку внесения изменений в Федеральный закон о переписи, предусматривающих обязательное участие в переписи, на наш взгляд, законодательно предусмотренная свобода выбора, уважение и доверие к субъекту переписи полностью соответствует современному состоянию российского общества, когда идет становление институтов гражданского общества и гражданского самосознания населения.
8. Специфика Всероссийской переписи населения 2002 года заключается в соотнесенности работ по ее подготовке и проведению с цикличностью социально-экономического и политического развития России в условиях переходного периода, а также с факторами, определяющими особенности ее проведения. Среди них - отношения власти и общества (кризис доверия к власти, резкое расслоение общества, коррумпированность власти); власти и
16
- Киев+380960830922