Ви є тут

Толерантность как фактор эффективной коммуникации

Автор: 
Семейкин Дмитрий Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195275
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................3
Глава 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ...........................15
1.1. Анализ подходов к толерантности в основных социологических моделях коммуникации.............15
1.2. Социокультурные и политические основы толерантности в истории социологической мысли....45
1.3. Проблемы формирования толерантного сознания как фактора коммуникации в условиях нелинейного развития 75
Глава 2. РОЛЬ СМИ В УТВЕРЖДЕНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ........................106
2.1 Медиа и формирование толерантного сознания 106
2.2. Пути преодоления «языка вражды» в современных российских СМК..................................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....
БИБЛИОГРАФИЯ
163
167
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы диссертационного исследования определяется противоречивостью процесса развития общественных отношений в современной России, переходящей к демократическим и рыночным ценностям. Как показывают социологические исследования, отношения россиян к демократическим ценностям довольно сложные и многомерные. Весьма тревожным симптомом является то, что понятие «демократия» вызывает положительное восприятие в основном у той части населения, которая считает себя выигравшей от реформ, и наоборот, весьма сдержанную реакцию - у проигравших. В частности, наиболее позитивно «демократию» оценивают высоко доходные группы и скорее выигравшие от реформ (55,3 и 59,4% соответственно), тогда как среди бедных и проигравших в ходе реформ таковых насчитывается 33,6 и 31,3%'. Неоднозначно и отношение к рыночным ценностям, хотя массовое сознание постепенно свыкается с тем, что в российском обществе становится все больше богатых людей. Тем не менее, проблема толерантности весьма актуальна. Показатели толерантности к богатым колеблются, прежде всего, в зависимости от самооценки изменения своей жизненной ситуации в ходе реформ - среди выигравших 35% хорошо относятся к увеличению числа богатых, тогда как среди проигравших - лишь 4,5%2. Будут ли россияне упорствовать в тщетном соперничестве или все же научатся жить вместе при всех наших социальных, экономических и политических различиях в соответствии с обновленными идеалами человеческого достоинства и социальной справедливости?
Другая сверх актуальная проблема толерантности - глобализация привела к невиданному ранее столкновению ценностей и систем знания, что подчас принимает острейшие формы нетерпимости вплоть до терроризма.
1 См.: Граждане повой России: кем себя ошушают и в каком обществе хотели бы жить? (1998-2004). Аналитический доклад. - М.: ЛИРО-ХХ, 2005. - С. 115.
2 См.: Там же. - С. 63.
17
всеобщее осуждение «дедовщины» в армии или проявлений насилия на этнической почве не ведет, тем не менее, к разрешению этих проблем.
Сторонники диалогической модели социальной коммуникации, разрабатываемой в рамках семиосоциопсихологической парадигмы российских социологов Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц, рассматривают в качестве критерия ее эффективности степень достижения искомого взаимопонимания, а не достижение простого согласия с позицией коммуникатора или воздействии на аудиторию22. Толерантное отношение между участниками, выраженное во взаимопонимании, является здесь не только целью коммуникации, но и, что особенно важно, ее предпосылкой, заключенной в исходной установке на понимание — коммуникативной интенции. Т.М. Дридзе определила коммуникативную интенцию как «равнодействующую мотива и цели (точнее — искомого результата) деятельности, общения, взаимодействия людей с окружающим их миром»23. Диалогическую модель коммуникации можно представить в виде проекции продуцируемой автором интенциональности, овеществленной в тексте, и особенностей проявления, преломления этой интенциональности, а также основных логических и экспрессивных «узлов» исходного текста, в сознании воспринимающего человека.
Для нас особенно важно, что здесь в качестве «первейшего условия эффективного общения» предполагается необходимость исходного взаимопонимания и толерантного взаимоотношения участников коммуникации24. Толерантность же коммуникатора должна проявляться, прежде всего, в открытости по отношению к принимающей стороне, то есть в демонстрации подлинных мотивов и целей коммуникации; принимающая же сторона также должна быть открыта к восприятию подлинных смыслов сообщения. В современной коммуникационной среде подобная открытость
22 См.: Адачьянц Т.З. Социальная коммуникация... —С. 10.
23 Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек, 1998, №2.
24 См.: Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация... —С. II.
18
пока еще является редкостью: коммуникатор часто стремится замаскировать свои подлинные интенции, что не только порождает манипулирование вместо взаимопонимания, но и прямую враждебность в ответ на неискренность. Такая коммуникационная среда создается, как правило, в период предвыборных кампаний.
Толерантность является фактором эффективной коммуникации в рамках диалогической модели, основанной на семиосоциопсихологической парадигме, поскольку «общение с взаимопониманием достигается, во-первых, при стремлении и умении коммуникатора быть понятным и понятым и, во-вторых, при стремлении и умении воспринимающей стороны адекватно (то есть так, как это и есть на самом деле) понять коммуникатора. Исследования фиксировали нежелательные коммуникативные сбои, когда взаимопонимание не достигалось, причем по вине или одной, или другой стороны, участвующей в общении (а также одновременно обеих)»25.
При этом необходимо учитывать сложность с определением того, «что есть на самом деле», поскольку, как показывают сторонники феноменологических парадигм, социологии знания (А. Шютц, К. Маннгейм26), для представителей различных интерсубъективных миров, практически никогда не возможно полное совпадение взглядов на реальность. Реальность оказывается практически всегда субъективно сформулирована в различных познавательных, а тем более, идеологических конструктах и интерпретирована в процессе их восприятия. Иными словами, субъективная реальность всегда релятивна (К. Маннгейм). Это делает необходимость фактора толерантности в эффективной коммуникации еще более очевидной: каждый из ее участников должен предполагать, что его видение ситуации будет отличаться от видения партнеров, и быть толерантным в отношении этих расхождений.
25Лдаиьяпц Т.З. Социальная коммуникация... —С. 13.
26 См., например: Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: РОССПЭ11, 2004; Маи.хейм Карл. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994.