Вы здесь

Проблемы занятости выпускников вузов Республики Башкортостан

Автор: 
Грищенко Ольга Николаевна
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2004
Артикул:
195407
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Перечень сокращений, условных обозначений, терминов, единиц
и символов
БашГУ - Башкирский государственный университет;
БГАУ - Башкирский государственный аграрный университет;
БГМУ - Башкирский государственный медицинский университет;
БГПУ - Башкирский государственный педагогический университет;
ВВП - валовой внутренний продукт;
ВПК - военно-промышленный комплекс;
ГМП - государственная молодежная политика; ин-т- институт
ИСЭИ УНЦ РАН - Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской Академии наук.
МОРФ - Министерство образования Российской Федерации;
МОТ - Международная организация труда;
НТП - научно-технический прогресс;
НТР - научно-техническая революция;
РБ - Республика Башкортостан;
РФ - Российская Федерация;
СГУ -Современный гуманитарный университет;
СГПИ - Стерлитамакский государственный педагогический институт; ф-л- филиал; т.е. - то есть; т.к. - так как;
УГАТУ - Уфимский государственный авиационный технический университет; УКП - учебно-консультационный пункт;
УТИС - Уфимский технологический институт сервиса Государственной Академии сферы быта и услуг;
% ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
Введение................................................................4
Глава 1. Социально-профессиональный облик выпускников высшей школы Республики Башкортостан в контексте обеспечения их будущей занятости..............................................................16
1.1. Теоретико-методологические основы изучения проблем занятости
% . выпускников вузов..................................................16
1.2. Основные социально- ценностные ориентации и мотивация будущей профессиональной деятельности выпускников вузов Республики Башкортостан...........................................................37
1.3. Профессиональные ориентации выпускников вузов Республики Башкортостан...........................................................53
Глава 2. Специалисты с высшим образованием на региональном рынке труда * Республики Башкортостан и факторы занятости выпускников
высшей школы.................................................67
2.1. Особенности положения специалистов с высшим образованием на региональном рынке труда Республики Башкортостан.......................67
2.2. Основные факторы напряженности регионального рынка труда выпускников высших учебных заведений Республики
Башкортостан......................................................81
ч 2.3. Государственная молодежная политика в Республике Башкортостан
как фактор обеспечения занятости выпускников вузов...............101
Заключение............................................................129
Библиографический список использованной литературы....................138
Приложения............................................................162

16
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБЛИК ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БУДУЩЕЙ ЗАНЯТОСТИ
1.1 Теоретико-методологические основы изучения
* проблем занятости выпускников вузов
Определение теоретико-методологических основ изучения проблем занятости выпускников вузов происходит через раскрытие таких основных понятий, как: «студенчество вуза», «выпускник вуза», «специалист с высшим
образованием», «занятость», «рынок труда» и т.д.
В настоящее время в научной литературе нет достаточно четкого определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о
, характере и специфике труда студенчества.
Так, Л.Я.Рубина определяет студенчество как большую социальную Группу, служащую источником пополнения основных отрядов интеллигенции, занятую деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду, активно участвующую в разнообразной общественно полезной деятельности1.
В качестве особой социальной группы общества рассматривает студенчество и Т.В.Ищенко. Он акцентирует внимание на том, что
* отличительными чертами студенчества как социальной группы являются:
характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежности к молодому поколению - молодежи2.
1 Л.Я.Рубина Советская студенческая молодежь как общественная группа: Авторсф. дне...док. филос. наук.- М.,1982.-С.16-18.
2 Т.В.Ищенко Место студенчества в социальной структуре общества.- Томск, 1970.-С.243.
При таком подходе студенчество рассматривается как социальная группа непроизводственного, общественно-деятельного характера, занимающая в социальной структуре общества переходное положение. Кроме того, вне поля зрения исследователей остается наиболее существенный социально-профессиональный признак - особый характер и специфические условия студенческого труда, быта, социальные и социально-психологические особенности студенчества, своеобразие социальных потребностей, интересов и ценностных ориентаций.
Также, в качестве особой социальной группы, объединенной выполнением потенциально значимых для общества специальных подготовительных функций, временно не участвующей в общественно - производительном труде, рассматривает студенчество А.Н.Семашко. В своей работе он пишет, что «студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем установившимся признакам»1.
В подтверждение своих доводов Л.Н.Семашко приводит следующие признаки студенчества как особой социальной группы:
-объективность существования;
-выполнение в обществе определенных функций;
-определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам;
-специфические социально- психологические черты и системы ценностей2.
Сходное определение студенчества как особой социальной группы дает Л.С.Власенко, который указывает, что студенчество формируется из различных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для
1 Л.Н.Семашко Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (социально-эстетическое исследование): Лвтореф. дне...канд. соцнол. наук. Днепропетровск. 1989.- С.91
2 См. там же, С.91