Вы здесь

Синтаксична організація російськомовних суспільно-політичних теленовин (розчленований дискурс).

Автор: 
Рождественська Наталія Валеріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
3402U002180
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2. РАСЧЛЕНЕННЫЙ ДИСКУРС В РУССКОЯЗЫЧНЫХ
ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
852.1. О РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
852.2. ДИСКУРСНАЯ ЦЕПЬ В ТЕЛЕНОВОСТЯХ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
992.3. НОРМАТИВНАЯ ДИСКУРСНАЯ ЦЕПЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1122.4. ФОРСИРОВАННАЯ ДИСКУРСНАЯ ЦЕПЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 2.4.1. Редукция дискурсной цепи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 2.4.2. Расширенная дискурсная цепь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142ВЫВОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшняя действительность в значительной степени определяется многообразием видов общественной коммуникации. Традиционно мощным воздействием на формирование "очертаний национальной ментальности" [82, с.201], мировосприятие, определение ценностных ориентиров всего общества и отдельных возрастных групп обладают средства массовой информации (СМИ), среди которых самым влиятельным является телевидение. И особенно сейчас телевидение оказалось, по выражению Г. Г. Почепцова, основным информационным нервом, который в состоянии интегрировать общество, преодолеть его стремление к фрагментарности. Если раньше эти функции выполняли книги или газеты и журналы, то сегодня функция такого "синхронизатора" общественного мнения безоговорочно принадлежит телевидению [104, с. 113].
Массовая коммуникация представляет собой "общезначимый современный текст", а особым предметом рассмотрения в массовой коммуникации являются способы речевого воздействия на получателя соответствующей информации. Эти способы во многом определяют структуру, состав и использование текстов массовой коммуникации. Речевое воздействие и сами способы его весьма различны, начиная от собственно языковых феноменов и заканчивая внеязыковыми.
Для русского языка последнего десятилетия ХХ ст., отражающего в своём "зеркале" новую общественно-политическую и экономическую ситуацию, характерны процессы, ведущие к изменениям в структуре и содержании многих жанров речи, к их перераспределению на шкале значимости и употребительности. В основе представленного исследования - материалы передач лишь одного жанра - новостей, обладающих самой массовой зрительской аудиторией по сравнению с иными видами телепередач. И прежде всего это один из аргументов актуальности предложенного диссертационного исследования.
Наука допускает различные подходы к исследованию какого-либо предмета, в случае если оно мотивировано свойствами того, что подлежит изучению. Вот почему всякое исследование с необходимостью решает проблему обоснования выбранного ракурса рассмотрения своего объекта.
Теоретические поиски лингвистики так или иначе связываются в последнее время с понятием "дискурса", будучи обусловленным "лингвистическим поворотом" интеллектуальной мысли вообще. В лингвистике в настоящее время формируется даже новое направление - критический анализ дискурса и критическая лингвистика, - в рамках которого общественно-политические теленовости рассматриваются как особый вид дискурса, как сфера деятельности, имеющая свой особый сложившийся код, обусловленный спецификой телевизионной речи вообще [22, с. 22; 37]. Дискурс телевизионных новостей - это сложное коммуникативное явление, которое включает в себя и общественно-политический контекст, и специфику его производства, и корпус особого типа текстов (теленовости и телерепортажи), относящихся к специфической социокультурной деятельности, и особый тип языкового употребления; это уникальное образование в силу, образно говоря, своей сиюминутности, обладающее, безусловно, и речевым эффектом, и спецификой композиции.
Вместе с тем заметим здесь, что лингвистический аспект деятельности средств массовой информации (СМИ) - газет, радио, телевидения - представляет собой важную и сравнительно новую проблему в языкознании, которая решается в большинстве своем традиционным исследованием интонационных, лексических, стилистических и синтаксических особенностей соответствующих текстов [4; 9; 10; 68; 69; 90 и др.]. Между тем прежде всего на средства массовой коммуникации было четко ориентировано понятие дискурса. И если его дефиниции и классификации привлекли внимание и получили широкую трактовку ученых, работающих в разных областях науки (см., например, [6; 37; 39; 61; 63; 89; 125; 140; 141 и др.]), то дискурс новостей, именно как дискурс, в частности, был описан лишь на уровне газетных текстов [45; 77 и др.].
Доминирование социальных наук в изучении средств массовой информации привело к концентрации внимания преимущественно на экономических, политических, социальных или психологических аспектах обработки текстов новостей, а их сущность как собственно речевых сообщений с их общей организацией и специфическими свойствами оставалась до некоторого времени на периферии. Такое положение дел вполне объяснимо и объясняется прежде всего естественной сложностью в проведении собственно лингвистических исследований, и в частности синтаксических, что требует и специальной аппаратуры, и специальных усилий при формировании хотя бы даже в нашем случае корпуса текстов новостей. Вот почему можно встретить лишь общие замечания такого плана: речевой ряд теленовостей является наименее синтаксически крепким и стройным, что восполняется за счет так называемого "синтаксиса изображения" [117, с.122].
При этом синтаксис выступает в качестве самого, пожалуй, важного звена не только изучения