РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА АВИАТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
2.1. Анализ тенденций развития рынка авиатранспортных услуг
Генеральной целью мировой системы воздушных сообщений является удовлетворение возрастающих потребностей общества в различных видах специфичной транспортной продукции - авиатранспортных услуг т.е. перемещении людей и грузов в воздушном пространстве.
По целям, способом и результатам перемещение является таким же экономическим процессом как работа любой другой отрасли мирового хозяйства и становится полезным при правильном взаимодействии и гармонии между спросом и предложением авиатранспортных услуг. В понятие авиатранспортной услуги включается не только непосредственное перемещение, движение в пространстве объекта перевозки, но и весь комплекс обеспечивающих и сервисных услуг, сопровождающих этот процесс. Предназначение авиатранспортной услуги - "удовлетворение потребностей в транспортировках грузов и населения ... с предоставлением транспортных услуг и сопутствующего сервиса каждому клиенту и каждому пассажиру в полном соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями" [8] .
Авиатранспортная индустрия представляет собой глобальную транспортную систему, характеризующуюся высоким уровнем экономической эффективности интеграционных процессов и мирового сотрудничества [95, 96, 109].
Рынок авиатранспортных услуг представляет собой систему экономических отношений, связанных с производством и предоставлением транспортных услуг в их пространственном и временным единстве, в результате которых формируется спрос, предложение, цена и качественные характеристики авиаперевозок.
Функционирование мирового рынка авиатранспортных услуг будет эффективным лишь при условии, если существующая рыночная цена (тариф) перевозки выгодна как перевозчикам, так и клиентам или, в крайнем случае, кто-то один в выигрыше и никто не проиграет [3].
Применительно к авиатранспортному рынку общеизвестная схема спроса и предложения на рынке (см. рис.2.1) может быть прокомментирована следующим образом:
Цена
авиаперевозки П - предложение
С - спрос
Количество авиатранспортных услуг
Рис 2.1. Пределы эффективности авиатранспортного производства.
Линия спроса на авиатранспортную услугу "С" отражает готовность потребительского рынка приобрести её вместе с сопутствующими услугами в данном количестве и по данной цене.
Линия предложения "П" представляет альтернативную стоимость дополнительного предоставления транспортной услуги данного вида, т.е желание перевозчика производить и продавать свои услуги при данных условиях, соответствующих характеристикам спроса.
Пересечение линий спроса и предложения определяет границу взаимовыгодного функционирования рынка. Левее точки пересечения цена, которую потребители готовы заплатить за перевозку (высота линии спроса) превосходит минимальный уровень издержек перевозчика (высота линии предложения). Правее точки пересечения величина максимума тарифа меньше размера издержек перевозчика.
Как результат, любая более высокая, чем у точки пересечения, цена приведет к расточительному излишку транспортных услуг (в пользу перевозчиков), а более низкая цена - к их дефициту и неудовлетворенности транспортных потребностей.
Однако, на рынке авиатранспортных услуг не менее важную роль наряду с ценой, играют факторы скорости и безопасности перевозки, а также другие параметры качества этой услуги.
Международные организации гражданской авиации - IKAO, IATA, IAKA, ATAF, MCA, MCDA и др, мировые системы реализации авиатранспортных услуг - Galileo, Amadeus, Gabriel и др, сформировали единые требования к основным параметрам качества авиатранспортных услуг и условиям их предоставления. Это предопределяет зависимость развития национального рынка авиаперевозок, как и систем гражданской авиации страны, от тенденций развития всемирной системы воздушного транспорта, включающей всю сеть авиалиний, авиакомпании различной мощности и назначения, аэропортовые комплексы, транспортные агентства, организации и предприятия управления воздушным движением, центры технического обслуживания и ремонта авиационной и наземной техники и др.
Главной тенденцией на рынке авиатранспортных услуг является стабильный рост объемов мировых регулярных и нерегулярных воздушных перевозок. Постоянно возрастающий спрос на пассажирские и грузовые воздушные перевозки, значительные капиталовложения в авиатранспортную индустрию, инвестирование научно-технических и организационно-технологических изменений в создание и реализацию всё более жёстких, а иногда и совершенно новых, параметров качества авиатранспортных услуг и сопутствующего сервиса обеспечили за последние 50 лет рост общего объема мировых авиаперевозок в приведенных тонно-километрах (ткм) в 60 раз.
За этот же период общий мировой валовой продукт - показатель мирового объема производства - вырос менее чем в 5 раз [60].
Хотя развитие воздушных перевозок и опережает мировой экономический рост, между ними существует теснейшая корреляционная связь.
По прогнозу американской компании Air Claims [51] на перспективу до 2010 года международные авиаперевозки ежегодно будут возрастать на 6%, внутренние - на 4%.
Международная организация гражданской авиации IKAO прогнозирует среднегодовые темпы роста общего объема авиаперевозок пассажиров в пассажиро-километрах (пкm) 5%, грузов (ткm) - 6,5%, в том числе международных пассажирских перевозок - 6%, грузовых - 7,5% [52]. По данным IKAO в 2001 году был предусмотрен общий объем авиаперевозок около 1,8 млрд. пассажиров и более 29 млн. грузов. Особенно интересна динамика авиаперевозок в 2001 году в региональном разрезе (см. табл. 2.1).
Приведенные в табл. 2.1 данные свидетельствуют о перспективах и высоких тем
- Киев+380960830922