РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕЗИСА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА
2.1. Выбор, обоснование и характеристика методов исследования
Для исследования особенностей эмоциональной сферы развивающейся личности нами предварительно обобщались такие методики: "Личностный опросник" (Айзенка Г., 1963); методика "Несуществующее животное" (Друкаревич М.Д., 1968); "Цветной тест" (Люшер М., 1948); (Вартега Дж., 1946); тест "Кинетичсекий рисунок семьи" (Вульф В., 1947), адаптированный Р.Бернсом и С.Кауфманом (1972); "Методики самооценки" (Дембо Т.В. и Рубинштейн С.Л., 1970) и (Спилбергер Ч.Д., Ахмаджанов Н.Р., 1997), в модификации Т.М.Габриял (1972); методика "Диагностика эмоциональной зрелости" (Чебыкин А.Я., 1991); Тест "Дом-Дерево-Человек" (Бук Дж.., 1948); "Фрайбургский личностный опросник" (FPI) форма "В", адаптированный А.А.Крыловым и соавторами (1990) и другие.
После предварительного изучения этих и других методов, нами были отобраны и адаптированы те из них, которые получили наибольшее распространение при исследовании эмоциональной сферы учащихся.
При этом мы исходили из того, чтобы данные методики были, во-первых, валидными; во-вторых, соответствовали возрастным особенностям; в-третьих, давали возможность рассматривать уровень развития эмоциональной сферы как по качественным, так и количественным показателям; в-четвертых, в полной мере оценивали развитие одних и тех же параметров эмоциональной сферы комплексно.
В окончательном варианте, опираясь на указанные принципы, в число рабочих и несколько адаптированных к целям нашего исследования , вошли такие методики:
1. Методика "Кинетический рисунок семьи" (Drawing Family Technignes), разработанная В.Вульф (1947), затем В.Хьюлс (1951-1952 гг.). Нами использовался адаптированный, наиболее известный вариант, представленный Р.Бернсом и С.Кауфманом (1972).Суть методики заключается в том, что ребенку предлагалось нарисовать членов своей семьи в независимых ситуациях.
Методика ориентирована на исследование информации про субъективную семейную ситуацию исследуемого ребенка, т.е. она помогает выявить семейные отношения, которые вызывают тревогу и конфликты у детей.
При интерпретации рисунка семьи основное внимание уделялось анализу:
- структуры рисунка семьи (сравнения состава реальной и нарисованной семьи, размещения и взаимодействия членов семьи на рисунке);
- особенностей внешнего вида отдельных членов семьи ребенка (отличие в системе рисования, количество деталей);
- процесса рисования (последовательность ребенка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
В обработке результатов теста мы использовали систему количественных оценок по следующим симптомокомплексам: тревожность в семье, семейная агрессивность и неуверенность в себе, которые являлись параметрами, исследовавшими эмоциональную сферу детей по указанной методике.
Показатели оценивались баллами от 1 до 3-х в зависимости от степени выраженности того или иного симптома. Каждому симптомокомплексу соответствует от 9 до 11 симптомов (см. приложение А.1).
2. Методика "Дом-Дерево-Человек" (House - Tree - Person Test, H-T-P), предложенная Дж.Буком в 1948 году.
Данная методика позволила нам зафиксировать эмоциональное состояние и некоторые личностные характеристики детей. Суть методики состояла в том, что исследуемому предлагалось нарисовать дом, дерево, человека. По мнению Дж.Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психического развития.
Для осуществления теста, ребенку предлагалась бумага, простой или цветные карандаши, резинка. Стандартный лист для рисования складывался вдвое. На первой странице печатными буквами было написано "Дом", на второй и третьей соответственно "Дерево" и "Человек", на четвертой фамилия и имя исследуемого, возраст и пол.
Для количественной оценки теста "Дом-Дерево-Человек", в целях нашего исследования, общепринятые качественные показатели были сгруппированы в такие симптомокомплексы:
І. Чувство отвергнутости.
ІІ. Чувство неполноценности.
ІІІ. Враждебность.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда признаков (симптомов), которые оцениваются в баллах. Если признаки отсутствуют ставится 0 во всех случаях. Присутствие некоторых признаков определяется в зависимости от степени выраженности: при наличии большинства необходимых признаков ставился 1 или 2 балла, в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие главных деталей лица (глаз, носа или рта) - 2 балла. Выраженность симптомокомплекса определялась по сумме баллов всех показателей исследуемого симптомокомплекса (см. приложение А.2.).
3. Методика "Несуществующее животное", предложенная М.Д.Друкаревич (1968).
Суть данной методики заключается в том, что ребенку предлагалось придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему несуществующее название.
Выбор этой методики для нашего исследования определялся тем, что она (методика) позволила зафиксировать эмоциональное состояние и некоторые личностные характеристики ребенка.
Теоретическую основу данной методики составляет теория психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется признаки моторики (в частности, моторики доминантной правой или левой руки), зафиксированной в виде графического следа движения в рисунке.
При интерпретации теста "Несуществующее животное", основное внимание уделялось анализу таких особенностей рисунка:
- соотношение размеров рисунка и листа бумаги;
- смещение рисунка от центра;
- пространственная ориентация;
- соотношение размеров головы и туловища;
- детали головы;
- глаза;
- уши;
- длинный нос; - рот;
- дополнительные детали головы; - туловище;
- соединение туловища и головы;
- конечности; разнообразие конечностей;
- Киев+380960830922