Вы здесь

Організаційно-економічні засади диверсифікації діяльності морських торговельних портів України

Автор: 
Ярова Ніна Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U001465
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2

ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
2.1. Состав и классификация функций морских торговых портов

Процесс развития морских торговых портов отражает, прежде всего, изменение их роли и целей, деятельности и развития. Смена поколений портов, описанная в Докладе секретариата ЮНКТАД в 1992 г. [ 22 ] представляет эволюцию не только формы, но и содержания деятельности портовых систем (табл.2.1).

Таблица 2.1
Эволюция роли и целей деятельности и развития морских
торговых портов

Поколения портовРоль портовЦелевое назначение портовПервоеТоргово - транспортные центрыПодход со стороны моря, выгрузка, перемещение грузов на сушу, временное складирование, погрузкаВтороеТоргово - промышленные обслуживающие центрыДобавляется увеличение стоимости грузов в процессе промышленной и торговой деятельностиТретьеМатериально - техническая база обеспечения торговлиДобавляется формирование портового сообщества, укрепление связей с муниципальными инфраструктурами, диверсификация предоставляемых услуг, распределение информационных и финансовых потоков
Эволюция в портовой системе не завершается формированием портов третьего поколения [55]. Широкая либерализация международной торговли, распространение принципов открытого рынка, глубокая интеграция хозяйственных связей и правоотношений способствуют появлению новой формации портов - портов четвертого поколения. Деятельность портов четвертого поколения базируется на основе новой концепции конкурентных отношений в портовой системе [56]. В соответствии с этой концепцией самая лучшая сегодня форма конкуренции - это сотрудничество на основе системы международного разделения труда и организационной интеграции. Такая форма глобализационных процессов проникает в сферу портовых систем именно через появление и развитие портов четвертого поколения.
Необходимо учитывать, что развитие морских портов отражает изменение формы и содержания международной торговли и ее транспортного обеспечения. В течение первой половины прошлого столетия характер деятельности портов отвечал требованиям международных торговых отношений. Морские порты играли роль торгово - транспортных центров и основными целями своей деятельности имели обеспечение процесса перемещения грузов с морского транспорта на сухопутные, включая временное складирование.
Впоследствии ситуация изменилась. Развитие международного разделения труда интеграционных процессов превратили международную торговлю в основной движитель экономического роста, особенно развивающихся стран. Торговля объединила все национальные экономики в единую мировую экономическую систему. Важнейшую роль в этом процессе играет международная торговля, обеспечиваемая при помощи мировой системы торговых перевозок. Изменились объемы и номенклатура грузов, современные достижения науки и техники позволили повысить скорости перевозок. Появились новые технические средства морского транспорта, требующие обновления морских портов. Порты, конечно, не могли работать по-старому. Изменилась их роль, изменилось и их целевое назначение. Торгово-транспортные порты превратились в промышленно - торговые центры. К прежнему целевому назначению добавилось новое направление деятельности - порты в процессе промышленного и торгового обслуживания грузов стали увеличивать стоимость товаров [57].
Эволюция международных экономических отношений требует развития также и всех своих элементов: международной экономики, торговли и транспорта. К концу XX века все они объединились в единую систему. Производство и торговля, обособившиеся с появлением капиталистических мануфактур, стали вновь интегрироваться. Данная интеграция носит качественно новый характер. Производство, торговля и потребление, благодаря современной стратегии маркетинга, получили возможность стать неотъемлемыми частями единой системы. До тех пор, как производство и торговля были обособленными частями, транспортировка товаров также производились в два этапа. Порты при таком разобщении также делили свои цели на обеспечение погрузки и разгрузки, независимо от того, что требовали различные элементы общественных экономических отношений. При этом все сферы производства, торговли и транспорта были разделены и оторваны друг от друга.
Процесс международной технологической, ресурсной и информационной интеграции требуют от морских торговых портов качественных перемен. Порты должны выступать в качестве катализатора всего международного процесса производства и потребления. При этом новая роль требует новых целей и средств их достижения. Новизна целей современных портов состоит в органическом соединении производства, торговли и транспорта не только в единую технико-технологическую цепочку, но и в единый финансово - информационный конгломерат. Более того, если раньше речь шла преимущественно о пространственном перемещении грузов, то новые условия требуют соединения пространства и времени.
Новые темпы производства требуют исполнения принципа "точного времени" для всех элементов цепочки: ресурсы - производство - торговля - потребление. Морские порты исполняют в данной транспортной цепочке важную роль "связующих узлов". При этом качественное отличие современных портов от предыдущих поколений в том, что именно порты становятся средоточием не только транспортной, но и производственной деятельности. Если раньше производственные мощности пространственно тяготели к месту расположения одного из ресурсов (рис. 2.1), то теперь появилась возможность превратить морские торговые порты в промышленно - торговые центры и сконцентрировать в непосредственной близости от них определенные производственные циклы (рис. 2.2).

Рис.2.1.Традиционное место порта в производственно - торговой цепочке
A, B. C, D - ресурсы;
Пр. - производство;
I, II, III - потребление.

Это позволяет не только сократить непроизводительные затраты на транспортировку, но и значительно уменьшить временные пери