Вы здесь

Веб-сайт як об'єкт графічного дизайну

Автор: 
Бородаєв Денис Владиславович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U003898
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ВЕБ-САЙТ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПРОСТРАНСТВО
2.1. Веб-сайт как информационная структура интернета. Принципы пространственной навигации
На протяжении всего своего существования человечество занимается сбором, хранением и распространением информации (знаний). Самым общепринятым, доступным и удобным способом хранения информации долгое время были книгохранилища или библиотеки. Это объясняется тем, что длительное время основным носителем информации были печатные издания (книги), пришедшие на смену глиняным табличкам, свиткам, рукописным книгам и пр. Сбор и систематизация информации, находящейся в книгах, занимали столетия, а получение знаний в библиотеках до сих пор называют академическим.
XIX, а за ним XX столетия открыли человечеству новые возможности и средства распространения информации: радио, телефон, телевидение. С их появлением, развитием и распространением традиционные печатные издания постепенно начинают утрачивать позиции основных информационных носителей, отвечающих общественным интересам и требованиям новой эпохи. Оперативность подачи визуальной информации с экранов телевизоров потеснила традиционные печатные средства массовой информации как приоритетные информационные источники. Однако телевидение не смогло полностью решить проблему аналитического и избирательного подхода к получению информации. Библиотечные фонды оставались и остаются тем местом, где человек может получить наиболее полную и всеобъемлющую информацию по интересующим его вопросам. Поэтому печатные издания не утратили своего предназначения как носителей и хранителей информации.
Конец XX века ознаменовался появлением и развитием компьютерных технологий, что позволило создать новый источник получения и обмена информацией, существенно отличающийся как от печатных изданий, так и от телевидения, сумевший объединить в себе текстовую, визуальную и звуковую информацию с технологией быстрого распространения и доступности широкой аудитории в разных регионах планеты.
В динамично развивающемся индустриальном и постиндустриальном социуме важность оперативного получения информации становится основным критерием в выборе его носителя. Сегодня самым востребованным информационным носителем (он же - информационная среда) становится интернет. Исходя из этого можно считать, что возникновение интернет в конце XX века стало одной из вех перехода индустриальной эпохи в эпоху постиндустриальную, или информационную. "В начале 90-х годов произошла еще одна революция - повсеместное распространение графического способа отображения информации в Сети в виде "страничек", способных нести не только текст, как раньше, но и графику, а позднее - еще и элементы мультимедиа (звук и даже видео)" [61, с. 9].
Технологии интернет в корне меняют парадигму единого информационного пространства: вместо централизованного, глобального хранилища информации мировое сообщество быстро создает и эффективно использует территориально распределенные информационные ресурсы в виде многочисленных государственных, университетских, корпоративных и даже персональных баз данных. При этом пользователь компьютерной сети, ищущий необходимые ему данные, легко исследует информационное пространство, вне зависимости от территории размещения информации. "Интернет является средством более мощным, чем книги и журналы, используемые более пассивно, поскольку хорошо сделанные WWW-публикации делают читателя большей мерой участником информационного действа, чем его наблюдателем" [33, с. 247].
Вместе с тем, интернет оказывает заметное влияние и на традиционные институты хранения информации. Так, например, борясь за потенциальных читателей, большая часть крупных библиотек, особенно имеющих редкие издания, каталогизирует и публикует данные о своих фондах в сети интернет.

Популярные газеты и журналы издаются не только в бумажных вариантах, но и имеют свои электронные версии (см. таблицу Б 2.1). "Электронные издания являются неотъемлемой частью новых информационных технологий, которые предоставляют возможность оперативно, наглядно и удобно публиковать и получать научно-образовательную информацию" [22]. Помимо этого, в практике СМИ становится распространенным возникновение и функционирование сугубо интерактивных, не имеющих печатных аналогов газет и журналов. Телевизионные каналы также держат свои веб-сайты, используя их не только для заявления о своем присутствии в интернете или саморекламы, но и для взаимодействия с телезрителями с помощью публикации программ телевидения, посредством дискуссий на форумах этих сайтов идущих параллельно с подобными программами на этих каналах, публикацией анонсов, новостей, для трансляции в интернете программ и пр. (см. таблицу Б 2.2). Распространенными становятся и интернет-магазины, позволяющие пользователю выбрать интересующий его товар на веб-сайте, сформировать заказ и провести платеж через банк (см. таблицу Б 2.3).
Употребляя термин "интерактивное информационное пространство", необходимо понимать, что оно не только является формой существования информационных систем и характеризуется структурностью, протяженностью и дифференцированностью, но и находится в сфере интерактивной информационной системы, которая является частным вариантом экстрактивной информационной системы, т.е. системы, в которой кодирующее и декодирующее устройство представлено разными материальными объектами. Коммуникация информации в ней осуществляется энергетическим путем, т. е. с помощью электромагнитных сигналов по сетям или эфиру [204]. Печатные же источники информации являются интраактивной информационной системой, в которой кодирующее и декодирующее устройство представлено одним материальным объектом. Информация остается как бы "внутри" данного объекта, а коммуникация осуществляется его физическим перемещением [204].

2.1.1. World Wide Web ("Всемирная паутина") и интернет: служба в орбите системы. Проблемы дефиниции. В научной литературе и средствах массовой информации можно встретить различные варианты напис