РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ КРЕДИТОВАНИЕМ ПРОМІШЛЕННІХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Методические подходы к оценке инновационных проектов машиностроительного предприятия
Оценка инновационного проекта - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Таким образом, это одна из процедур оперативного управления НИОКР. Она должна основываться на четком формальном базисе и включать следующие компоненты:
выявление факторов, относящихся к проекту;
оценку проектных предложений по этим факторам с использованием количественной информации или экспертных оценок;
принятие или отказ от проектных предложений на основе сделанных оценок;
выявление областей, где нужна дополнительная информация, и выделение ресурсов на ее получение;
сопоставление новой информации с той, что использовалась при первоначальной оценке;
оценку воздействия на проект выделенных новых переменных;
принятие решения о продолжении или прекращении работы над проектом.
Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:
финансовые результаты реализации проекта;
воздействие данного проекта на другие в рамках портфеля НИОКР предприятия;
влияние проекта в случае его успеха на экономику предприятия в целом.
Анализ инновационной практики позволяет выделить принципиальные отличия, характерные лишь для инновационных проектов на машиностроительных предприятиях:
высокая степень неопределенности (технической, коммерческой) параметров проекта (сроки достижения намеченных целей, предстоящие затраты, будущие доходы);
низкая достоверность предварительной финансово-экономической оценки, что предполагает использование дополнительных критериев оценки и выбора проектов;
ориентация инновационных проектов на долгосрочный период;
наличие надежной базы прогнозирования;
возможность инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов;
необходимость вовлечения уникальных ресурсов;
малая инерционность проектов на этапе НИОКР;
высокая вероятность получения в рамках проекта неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов.
На рис. 2.1 представлены основные этапы инновационного процесса (применительно к рыночному этапу - фазы жизненного цикла продукта), их содержание и результаты [22; 85]. Зарождение технической идеи, концепции возможного использования новых научных результатов происходит еще на этапе фундаментальных и поисковых исследований (t1). При этом, если фундаментальные исследования - это базис всех инновационных процессов, источник новых знаний, то прообраз технической и технологической
инновации формируется на этапе поисковых исследований при разработке концепции и оценке ее технической осуществимости. Процесс практического воплощения идеи в действующий полномасштабный прототип нового продукта (или новой технологии) происходит в ходе опытно-конструкторских работ (ОКР) на этапе прикладных исследований и разработок. Этот этап в свою очередь включает две фазы: научно-исследовательский (t2), когда происходит моделирование и конструкторская проработка, и уже названный опытно-конструкторский (t3), в ходе которого создается полномасштабный прототип и проводятся его испытания. В зависимости от сложности разрабатываемого продукта (технологии) реальные задачи, решаемые на завершающих фазах предварительного (до выхода на рынок) этапа инновационной деятельности, могут быть достаточно сложны. В частности, при разработке достаточно сложных технических решений и технологических комплексов на этих этапах осуществляется системная интеграция результатов научно-исследовательских работ (НИР), проведенных в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.
Результатами инновационной деятельности на предварительном этапе являются, как правило, новые научно-технические знания. По западной терминологии их различают на фундаментальные, базовые знания и технологии. Последние - это такие знания (включая методы, способы и формы их использования), которые соответствующим образом структурированы и потенциально пригодны к многоцелевому применению при разработке, производстве и эксплуатации как новой, так и модернизируемой техники. Применительно к этапам инновационной деятельности технологии относятся к завершению фазы ОКР (t3). Принципиальным отличием технологий от научно-технических идей и фундаментальных знаний является их товарная природа, наличие потребительской стоимости, определяемой спросом, наличие конкурентоспособности и признаков принадлежности собственнику. Это интеллектуальная составляющая научно-технической деятельности, выступающая в качестве товара, имеющего спрос.
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе инновационной деятельности, основным содержанием которого является организация массового производства и освоение рынка. На этом этапе инновация становится товаром, который проходит все присущие товару традиционные фазы жизненного цикла: внедрение на рынок (t4), расширение рынка (t5), зрелость продукта (t6) и, наконец, спад (t7), когда происходит потеря инновацией своей новизны, сворачивание производства, уход с рынка и замена новым товаром.
Необходимо отметить, что практически на каждой t-й фазе жизненного цикла (; T - количество фаз жизненного цикла инновационного проекта) i-й инновации может появиться целый ряд новых инноваций, определяемых как вспомогательные или обеспечивающие внедрение i-й инновации. Таким образом, если на каждой t-й фазе жизненного цикла внедрения i-й инновации появляется Qit инноваций, то внедрение i-й инновации порождает инновационных процессов, количество которых определяется следующим обра