Вы здесь

Дублинские трагикомедии Шона О'Кейси и традиции ирландского возрождения

Автор: 
Ливергант Александр Яковлевич
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
1984
Количество страниц: 
204
Артикул:
134234
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
В В Ей Е Н И Е ......................................... 4
1. Общие замечания ..................................... 4
2. "Театр-синтез": его истоки,критики,режиссеры 5
ГЛАВА I. (Вводная) ШОН О’КЕИСИ И ТЕАТР "АББАТСТВО":
СОЮЗ И ПОЛ ШИКА ................................. 16
1. Апофеоз "дурной" славы ............................. 16
2. "Серебряный кубок": Шон О’Кейси - У.Б.Мейтс.. 33
ГЛАВА П. ИРЛАНДСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:
ИСКУССТВО И ПОЛИТИКА ............................ 46
1. Ирландское возрождение - кризис идеалов ............ 46
2. Ирландский театр начала века: поэзия и правда 65
2.1. Цена аполитичности........................... 63
2.2. От поэзии к правде ........................ 79
ГЛАВА Ш. ТРАГИКОМИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ МИРА ..................... 98
1. "Смешанная" драма: от предубеждения к признанию .................................................. 104
2. Ирландская трагикомедия. Кодекс правил.-. 115 '
2.1. "Веселая" трагедия: конфликт и приемы.. 118
2.2. "Герои" и их окружение ................... 127
. 3. Мера ответственности: дублинские пьесы
О’Кейси - новый этап в ирландском театре начала века ...................................... 143
3.1. Синг и О’Кейси - единомышленники,
или мелодрама "наизнанку" ................ 143
3.2. Синг и О’Кейси - антиподы.............. 151
3 Л К Л Ю Ч Е Н И Е...................................... 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................... 173
- 19 -
циональную независимость должно опираться на социалистические идеи, выдвинутые Ларкином; именно эти идеи и вызвали столь бурную негативную реакцию пронационалистически настроенного общественного мнения. Социальный пафос дублинских пьес О’Кейси явился, в сущности, главной причиной резких нападок дублинской критики, для которой социальная среда, ставшая предметом изображения в дублинских трагикомедиях, уже сама по себе изобличала позиции художника.
Театр "Аббатство" далеко не сразу признал О’Кейси, оценил силу его дарования. Прежде чем руководство театра приняло к постановке "Тень стрелка", оно отвергло четыре пьесы начинающего драматурга. Еще в 1919 году О’Кейси послал в театр рукопись своей первой пьесы "Морозный цветок", однако получил от Йейтса "обнадеживающий" ответ: "Чуть-чуть не хватает до хорошей пьесы".
/3?2А 24-25/ Та же участь постигла пьесу 1920 года "Алый цвет в трехцветном флаге", вскрывающую суть противоречий между шинфейнерами и рабочими. На этот раз официальный рецензент (тот же Йейтс) писал: "У О’Кейси не получается писать о богатых, - он совершенно не знает их жизни, зато о бедных он пишет отменно".
Леди Грегори, однако, высказалась не в пример доброжелательней: "По-моему, - писала она, - в вас что-то есть. Характеры - ваша сильная сторона" /362,24-25/ Одноактные пьесы "Короткое пальто Кэтлин" и "Ночь Нэнни на свободе" были также отклонены театром ^.
Весной 1923 года "Тень стрелка" (первый вариант пьесы назы-
I) Из ранних пьес была поставлена только "Кэтлин прислушивается" - острая политическая экстраваганца (1924). Об истории постановки этой пьесы см. очерк О’Кейси "Плуг и звезды". Взгляд в прошлое!' /174, 243-244/.
- 20 -
вался "3 бегах") принимается к постановке и 12 апреля ставится на основной сцене театра. Через год за "Тенью стрелка" последует "Юнона и павлин", а еще через два - "Плуг и звезды", произведения гораздо более зрелые и многозначительные, но сохранившие верность теме и художественному своеобразию первой пьесы.
Со дня премьеры "Стрелка" посещаемость "Аббатства" впервые за последние годы резко возросла: таких аншлагов не было со времен Синга. Театр прославил молодого драматурга, но и О’Кейси в свою очередь пробудил театр от многолетней спячки пустопорожних деревенских и городских натуралистических зарисовок, убогое почвени-чество которых превозносилось националистически настроенной критикой и по большей части игнорировалось зрителем. С приходом в театр О’Кейси всё переменилось: зрительный зал был переполнен, зато критика негодовала.
Первые три пьесы О’Кейси не случайно принято называть "драматургическим циклом", даже трилогией. /359,95/ Хотя они не объединены ни общим сюжетом, ни сквозными персонажами, их связывает между собой много общего. Во-первых, предмет изображения: одним из первых в истории ирландской драмы О’Кейси вывел на подмостки театра "Аббатство" городское мещанство, жителей многоквартирных доходных домов Дублина. Во-вторых, принцип изображения: узловые моменты ирландской истории начала XX века (Гражданская война 1922-1923 годов, Освободительная война 1919-21 гг., Пасхальное восстание 1916 года) пропускаются через восприятие не-присоединившихся; как правило, зритель не становится непосредственным свидетелем боев, зажигательных речей, забастовок, арестов, террористических автов, - выстрелы звучат за сценой, на сцене разыгрывается между тем заурядная мещанская драма, сбивающаяся порой на мелодраму. В результате,драмам--ические события