Вы здесь

Творчество народного артиста УзССР Т.У. Ходжаева (к проблеме идейно-художественной целостности спектакля в Узбекском Академическом театре драмы имени Хамзы 50-х - 60-х годов)

Автор: 
Захидова Нафиса Гафуровна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
1985
Количество страниц: 
159
Артикул:
134213
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................. 3 - 13
I ГЛАВА - "ОТ ГАЛЛЕРЕИ ОБРАЗОВ" К "СИСТЕМЕ ОБ-
РАЗОЗ" .......................... 14 - 59
П ГЛАВА - "ЕДОНСТВО КОМПОНЕНТОВ - ЗАКОН СУЩЕСТВОВАНИЯ СПЕКТАКЛЯ" ...................... 60 -142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143 -149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 150 -158
*
- З -
ВВЕДЕНИЕ
В жизни социалистического общества с каждым днем возрастает роль мировоззренчески передового, художественно глубокого, совершенного искусства. Лучшие произведения советской литературы и искусства активно способствуют решению той главной задачи, которая на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС была четко выражена в словах: "Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры"'*'.
Выражая высокую оценку партией достижений советской литературы и искусства, товарищ К.У.Черненко отметил на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР, что "самый точный критерий успехов литературы и искусства в целом - та реальная степень воздействия, которое они оказывают на формирование идейно-нравствен-
р
ного облика народа”. И снова подчеркнул: "Ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать и на ум, и на серд-
Ответственна перед обществом роль театра, как искусства массового и чрезвычайно действенного в силу его специфических качеств. В осуществлении театром его активной роли определяющее значение имеет творчество режиссера - толкователя идеи литературного про-
^ Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. Политиздат, М., 1983, стр.47.
р
К.У.Черненко. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984г. Политиздат, М., 1984, стр.4.
^ Там же, стр. 9-10.
14
ГЛАВА ПЕРВАЯ "ОТ ГАМЕРЕИ ОБРАЗОВп К "СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ"
Вторая половина 50-х годов вошла в историю советского многонационального сценического искусства, как новый период творческого подъема, обусловленного теш изменениями в жизни общества, какие определил XX съезд КПСС*
В эти годы утверждался в искусстве более реалистический взгляд на явления жизни, и вместе с тем расширялись понятия о возможностях социалистического реализма, обогащались художественные средства сцены*
Время 50-х годов потребовало от театра более глубокого проникновения в процессы социалистического преобразования действительности, активного вторжения в жизнь, усиления познавательной и воспитательной роли театра. Современность решительно утверждалась не только как главное содержание, но и как основной эстетический критерий искусства*
В жизни узбекского советского театра 50-е годы оказались чрезвычайно плодотворными, - особенно в режиссерском и актерском творчестве. Происходило последовательное развитие всего наиболее ценного, что накапливалось в предшествующие года* Родился целый ряд значительных спектаклей, доказавших активное стремление раздвицуть границы творческих возможностей сценического искусства, углубить его, освобождая от рещдивов бытовизма и ложного романтизма. Как в режиссуре, так и в актерском искусстве - прежде всего театра им.Хамзы - быговое-достоверное и героико-романтическое пронизываются острой тенденцией социального, гравдан-ственного. Творчество театра им.Хамзы отличается в эти годы об-
- 15 -
щим идейно-тематическим разворотом во имя решения главной задачи - постичь и воплотить в правдивых образах новые черты реальности.
Спектакли этих лет характеризуются углубленным вниманием к нравственному существу человека, к задаче его деятельного отношения к жизни, к его назначению бороться за победу идей социалистического гуманизш.
Процессы, протекавшие в тот период (особенно в его начале) в искусстве театра им.Хамзы, - то есть самом передовом в республике, отражали не только бесспорные победы, но и немалые трудности. Поиски подлинно современных конфликтов и современных художественных средств и их отображения оказались делом сложным и длительным. Сама жизнь - ее современные темы, современный подход к любой из них сразу же обнаруживают все устаревшее, отмирающее в художественных традициях, в национальной форме особенно. В те годы это обнаруживалось отчетливо, ибо медленно росла национальная драматургия и особенно связанная с современной тематикой.
Еще наблюдались рецидивы влияний "теории" бесконфликтности. Узбекские драматурги в поисках новых героев и конфликтов нередко еще сбивались на путь поверхностных иллюстраций, ограничивались частными, мелкими наблюдениями.
Отмечая несколько ранее резко заметные серьезные недостатки узбекской драматургии, К.Яшен писал: "Эта "теория" отвлекала драматургов от глубокого изучения жизни во всем разнообразии имеющихся в ней реальных конфликтов и противоречий. Вместо того, чтобы творчески смело показать процессы и явления самой жизни, особенное, специфическое в каждом из них, драматурги под влиянием "теории бесконфликтности" часто обращались не к новым конфликтам, рожденным жизнью, а к повторению уже известных, "утвердив-