Вы здесь

Работа над сценическим образом в системе вахтанговской театральной школы

Автор: 
Дубровская Анна Леонардовна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2010
Количество страниц: 
161
Артикул:
133745
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение____________________________________________________________3
Глава 1. Сценический образ как проблема
театроведения_______________________________________________________9
1.1. Основные подходы к исследованию сценического образа в современной науке__________________________________________________________________9
1.2. Содержательные характеристики сценического образа________________20
1.3.Специфика сценического образа___________________________________35
Глава 2. Работа над сценическим образом в практике Вахтанговской театральной школы____________________________________________________ 55
2.1. Принципы и методы профессиональной подготовки актеров в
вахтанговской театральной школе____________________________________55
2.2. Методика и технология работы над сценическим образом в
вахтанговской школе___________________________________________________81
2.3. Пути преодоления стереотипов в процессе создания сценического образа_______________________________________________________________112
Заключение 142
Список использованной литературы
153
3
введение
Актуальность темы исследования. Возрастающий интерес к теоретическому и практическому наследию театральной школы Е.Б.Вахтангова оказывается в центре внимания приверженцев разных сценических традиций и направлений. Новые возможности для развития теории и практики театра открывает продуктивное использование основных положений, принципов, методов, традиций и технологий работы над сценическим образом, разработанных в вахтанговской театральной школе.
Удивительная способность художественного образа - его самостоятельность. Будучи создан волей и гением человека, образ начинает собственную жизнь, которая нередко длится в течение столетий. Образ обладает собственным характером, интеллектом, темпераментом; образ несет в себе как неизменные, так и поддающиеся переосмыслению черты.
Театральное искусство в большей мере, чем другие, является искусством исполнительским, интерпретирующим.
Границы своеволия театральных художников, - режиссеров, артистов, сценографов, педагогов по мастерству актера - достаточно широки, но не безграничны.
Внимание к автору, стремление извлечь решение каждого образа из драматургического источника, - один из краеугольных камней здания, имя которому театральное искусство.
В каждую эпоху классические произведения звучат по-своему; каждый великий образ воплощается так, как должно это сделать сегодня, здесь, именно этим артистом-творцом, постановщиком-интерпретатором, целым коллективом мастеров-художников или талантливых юных энтузиастов.
На примере одного из вечных образов мировой драматургии, - на примере шекспировского Гамлета, можно рассмотреть, как развивался взгляд на героя трагедии в течение нескольких столетий, каким извилистым и
15
Надо указать и на роль мышления, участвующего в отборе художественного материала в соответствии с замыслом, и оценивающего возникающие перед взором художника образы с точки зрения художественной и психологической правды. Переживание как бы фильтрует поток сознания художника, высвечивая особенно значимые образы.
«Самое важное в произведении искусства, - по словам Л.Н.Толстого, -чтобы оно имело нечто вроде фокуса, то есть чего-то такого, к чему сходятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хорошее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им». (А.Б.Гольденвейзер, 1959, с.68).
Автор вживается в создаваемый им образ, проецируя свой внутренний мир на изображаемый объект. Яркие образы эмоциональных состояний позволяют придать отчетливые формы тончайшим движениям души. Глубокая погруженность в образы также позволяет автору «жить» в воображаемом мире.
Следует отметить, что в трактате «Поэтика», написанном еще в IV веке до нашей эры, между 336 и 322 годами, Аристотель установил нормы оценки искусства, его специфические особенности. Он вывел важнейший принцип изящных искусств - мимесис, т.е. подражание, воспроизведение. Этим принципом руководствуется и искусство театра в понимании игры актеров на сцене. У Аристотеля (1951, с.48): «...искусство породили вообще две и притом естественные причины. Во-первых, подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания; а во-вторых, продукты подражания всем доставляют удовольствие... подражание свойственно нам по природе».
Подражая, художник, творец волен создавать свое произведение, отличное от других. Такая возможность создавать оригинальные образы
16
становится законом подражательного искусства. Согласно Аристотелю, наука исследует общее и необходимое, су и юству ющее само по себе, искусство же говорит о том, что не случилось, но могло бы случиться, о возможном, вероятном.
В подражаниях, изображениях искусство представляет характеры и действия людей, которые обладают определенными моральными характеристиками и, соответственно им, вызывают разное отношение к ним как художника, так и воспринимающей произведение публики. «Все подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими, или дурными (ибо характер почти всегда следует только этому, так как по отношению к характеру все различаются или порочностью, или добродетелью), - то, конечно, подражать приходится или лучшим, чем мы, или худшим, или даже таким, как мы...», - пишет Аристотель (1951, с.43).
Формулирует Аристотель (1951, с. 127) и задачи творца-художника: «... художник должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть». Все эти три задачи автор «Поэтики» считает верными для развития искусства, для познания истины: а путь искусства к истине - особый, он состоит в изображении возможных по вероятности или необходимости человеческих характеров и действий.
Значит, согласно Аристотелю, художественное подражание - есть создание некоего нового образа, а не простое воспроизведение существующего, т.е. подражание становится синонимом созидания.
В эстетической системе Г.Гегеля искусство стало рассматриваться внутри общей проблемы познания мира, и возникла необходимость отделить его от сферы научно-понятийного постижения действительности. Искусство, по Г. Гегелю (1958, с. 194), - это особая форма познания реальности: «Мы можем обозначить поэтическое представление как образное, поскольку оно