Вы здесь

Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина

Автор: 
Демидова Ирина Алексеевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2011
Количество страниц: 
264
Артикул:
133618
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение..............................................................4
Глава I.
Фольклорный архив В. А. Гаврнлпна: опыт текстологического
изучения........................................................... 18
1.1. Фольклорная библиотека как часть архива композитора
1.1.1. Общая характеристика библиотечного собрания...................19
1.1.2 Рукописные пометы па страницах книг как источник сведении о
творческих замыслах композитора......................................32
1.2. Собрание рукописей фольклорных материалов
1.2.1. Общая характеристика .........................................42
1.2.2. Замысел «Русской тетради» в рукописях фольклорного архива 59
Глава II.
Принципы фиксации русского фольклора В. А. Гаврилипым ...............85
2.1. Общие вопросы деятельности В. А. Гаврилина но нотации музыкального фольклора............................................................87
2.2. Отражение интонационно-ладовых закономерностей и исполнительских приемов в записи фольклора..........................................104
2.3. Запись композиционно-ритмических особенностей народных песен и наигрышей...........................................................125
Глава 111.
Влияние носителей фольклорной традиции на творческий процесс В. А. Гаврилина.....................................................138
3.1. Детские впечатления композитора: К. М. Гаврилина, А. А. Кондратьева, М. Котосин и вологодские гармонисты.................................140
3.2. В. А. Гаврилин и псковские фольклорные музыканты: А. И. Ильин, Т. И. Каношина, Е. В. Яковлева......................................159
Заключение.........................................................191
Список использованной литературы....................................200
Приложение 1
Опубликованные материалы экспедиции 1959 года в Псковскую область в
сборнике Н. Л. Котиковой «Народные песни Псковской области».........228
Приложение 2
Комментарии В. А. 1 аврилина к книге Ф. А. Рубцова «Интонационные связи
в песенном творчестве славянских народов»...........................233
Приложение 3
Перечень проверенных В. А. Гаврил иным расшифровок к «Смоленскому
сборнику». Архив ФЭЦ СПбГК..........................................235
Приложение 4
Сводная таблица образцов из сборника «Русские песни XVIII века, песенник И. Д. Герстенберга и Ф. А. Дитмара», в которые В. А. Гаврилиным внесена
правка.............................................................238
Приложение 5
Материалы систематизации записей экспедиции ЛОЛГК 1962 года в Лодеинопольскии район Ленинградской области и рукописных тетрадей
В. А. 1 ’аврилина...................................................242
Приложение 6
Опись фольклорной библиотеки В. А. Гаврилина........................244
Приложение 7
Текстологическое описание рукописного архива В. А. Гаврилина........260
3
Смешанный характер носит заключительный (по расположению в картотеке) раздел библиотеки - «Музыка пародов СССР, Европы, Америки. Эпос» [Прил. 6. №>184-235], где собраны публикации, посвященные фольклору других стран (52 наименования): сборники поэтических текстов п мелодий, прозаические труды, книги на иностранных (преимущественно, на ■ славянских) языках.
Вторая группа изданий представляет собой публикации музыкального фольклора. В собрании В. А. Гаврилина представлены как хронологически более ранние труды, так и издания песен и наигрышей, записанных в экспедициях в 1970-80-е гг.
В раздел «Собрания XVIII века» /«Классические сборники в переизданиях»/(> [Прил. 6. № 14-18] вошла серия публикаций раннего периода отечественной музыкальной фольклористики, подготовленная Музыкальным государственным издательством (МУЗГИЗ) под редакцией В. М. Беляева. Они опирались на критическую музыкально-текстологическую и фольклористическую проработку источников, основные положения которой излагались во вступительной проблемной статье. Среди изданий этой группы отметим: «Собрание народных русских песен»
A. Ф. Львова - И. В. Прача, «Русские народные песни» И. А. Герстенберга и Ф. А. Дитмара, «Русские народные песни» Д. Кашина, «Русские песни»
B. Трутовского и «Сборник Кирши Данилова» под редакцией В. Беляева [Прил. 6. №> 14-18] и др. В свое время именно к этим сборникам народных песен обращались многие русские композиторы XIX в. в поиске национального музыкально-тематического материала. Да и сам
В. А. Гаврилин прорабатывал обозначенные публикации, о чем свидетельствуют рукописные пометы на страницах книг данной группы (подробнее об этом ниже, см.: Глава I. п. 1.2 настоящей работы).
6 У 13 А. Гаврилина данный раздел называется «Собрания XVIII века» Однако мы сочли возможным дать уточняющее название, поскольку в эту группу также попал сборник Д. II. Кашина, создание которого относится к XIX веку
25
*
На библиотечной полке под рубрикой «Сборники композиторов и собирателей Х1Х-начала XX века» [Прил. 6. № 19-30] находятся широко известные классические издания М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, М. А. Стаховича, П. И. Чайковского и др. (в общей сложности 12 экземпляров). Примечательно, что композитором были приобретены редкие прижизненные издания некоторых из них, в частности, работа Е. Э. Лицевой «Великорусские песни в народной гармонизации» (в двух выпусках), изданная в 1904 и 1909 гг. [Прил. 6. №27 и 28]. Все сборники хорошо сохранились, а на их страницах не содержится каких-либо надписей, свидетельствующих о прежних владельцах.
В отдельную группу, озаглавленную Б. А. Гаврил иным «Трудовые песни», композитором выделены три публикации трудовых припевок:
A. Банин «Трудовые артельные припевки», И. Истомин «Трудовые припевки плотогонов» и П. Ширяев «Сто песен русских рабочих» [Прил. 6. № 31-33]. Обращает на себя внимание тот факт, что В. А. Гаврилпн выделяет узко тематические издания в самостоятельную группу. Возможно, это связано с научно-творческими задумками музыканта, поскольку в «Перезвонах», одном из центральных сочинений композитора, обнаруживаются стилевые прообразы рассматриваемого жанра фольклора.
На страницах сборника А. Банина «Трудовые артельные припевки» [Прил. 6. №31] рукой композитора отмечен один из текстов, сопоставление которого с фрагментом № 1 «Весело на душе» из «Перезвонов»
B. А. Гаврилина, показывает, что, несмотря на существенные отличия в содержании текстов, композитор верно уловил суть жанра - содействие коллективному труду множества людей. Через включение кратких возгласов и многократных варьированных повторов «слов-сигналов», способствующих аккумуляции физического усилия, В. А. Гаврилин довольно точно передал жанрово-стилевые особенности трудовых припевок, создал емкий художественный образ - энергии жизнетворчества и радости труда, не прибегая к цитированию:
26