Вы здесь

Г.А. Пахульский - композитор, пианист, педагог

Автор: 
Пушина Наталия Борисовна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2005
Количество страниц: 
229
Артикул:
133299
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
*
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА I. Жизненный и творческий путь Г. А. Пахульского........19
ГЛАВА II. Фортепианное творчество Г. А. Пахульского...........78
Раздел 1. Сочинения малых форм...........................80
Раздел 2. Сонаты, Вариации, Фантазия.....................117
ГЛАВА III. Г. А. Пахульский - пианист, педагог, редактор,
автор переложений..................................152
Раздел 1. Концертная деятельность Г. А. Пахульского......152
Раздел 2. Вклад Г. А. Пахульского в фортепианную ^ педагогику..............................................172
§1. Г. А. Пахульский в учебных заведениях Москвы...172
§2. Г. А. Пахульский - автор произведений педагогического репертуара.........................181
Раздел 3. Г. А. Пахульский - редактор и транскриптор.....199
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................221
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Список литературы..........................................230
2. Список сочинений Г. А. Пахульского.........................251
3. Список учеников Г. А. Пахульского..........................252
4. Нотные примеры.............................................257
5. Неопубликованная Третья соната Г. А. Пахульского. Копия авторской рукописи............................................332
6. Избранная иконография......................................356

I
\
ВВЕДЕНИЕ.
Настоящее исследование посвящено Генриху Альбертовичу Пахульскому - выдающемуся русскому композитору, пианисту и педагогу, деятельность которого протекала в последние десятилетия XIX и первые - XX века.
Актуальность темы. Художественная культура есть явление многосоставное и многослойное, в которое каждый мастер вносит посильную лепту. Поэтому серьезное многостороннее осмысление исторических процессов в искусстве того или иного времени с наибольшей полнотой и достоверностью возможно в первую очередь на основе изучения творческого вклада максимального количества талантливых артистов исследуемой эпохи.
В отечественном музыкознании долгое время внимание ученых привлекало преимущественно наследие художников, обладавших наиболее выдающимися дарованиями. Часто вся русская музыкальная культура конца XIX — начала XX веков воспринималась исключительно сквозь призму творчества Рахманинова, Скрябина, Прокофьева. Вследствие этого осталось немало “белых пятен” в изучении художественной среды, с которой была неразрывно связана деятельность корифеев. Эта среда не только создавала почву для расцвета их творчества. Искусство ее представителей, действительно талантливых музыкантов, во многих случаях имеет самостоятельную ценность. Известно, что гении опережают свою эпоху. Своеобразным зеркалом, отражающим общее содержание и систему ценностей времени, являются композиторы так называемого “второго ряда”. С этой точки зрения творчество последних представляет большой интерес: зачастую в их произведениях не только закреплялась и по-разному модифицировалась уже существующая традиция, но и появлялись
на сценах ведущих театров Москвы и Петербурга; оказывал поддержку он и С. В. Рахманинову...
Игру Г. Пахульского Чайковский впервые услышал 3 апреля 1885 года на музыкальном утре в консерватории. В письме Н. Ф. фон Мекк знаменитый композитор писал, что Великий Князь был в восторге от этого концерта. «Между прочим и ему, и мне очень понравился, как пьянист, брат Владислава Альбертовича. Он чрезвычайно мило и изящно сыграл партию фортепиано в квартете Шумана», - писал Чайковский [334, XIII, 55].
Надежда Филаретовна фон Мекк писала Чайковскому 18 апреля 1885 года: «Так как мне говорили, да иначе быть не может, что Вы в консерватории всесильны, то не откажите, милый, дорогой друг мой, оказать Вашу протекцию Генриху Пахульскомуу которого игра Вам понравилась... Профессора его не любят, а не любят за то, что он не умеет кланяться им и отыскивать их милостей» (везде подчёркнуто Н. Ф. фон Мекк. - Н. П.) [332, III, 353]. На что Чайковский 20 апреля того же года отвечает: «Относительно Пахульского будьте покойны, милый друг. Не знаю хорошенько, каково его положение в консерватории и как на него там смотрят, но только в обиду я его не дам ни в коем случае. Игра его мне очень понравилась; надеюсь, что и в остальном он окажется хорош» (подчёркнуто П. И. Чайковским. - Н. П.) [334, XIII, 70]. Такое суждение заслуживает особого внимания, поскольку, как известно, Чайковский был весьма строг и независим в оценках.
Думается, что сомнения Генриха в беспрепятственном получении диплома были небезосновательны. Дело было не только в его скромности и высокой профессиональной требовательности к себе и не только в «неумении кланяться». Как выяснилось, Генрих получил по истории музыки очень низкую заключительную оценку: два с плюсом.
До конца 90-х годов XIX века в консерватории оценка «два» означала «слабо» и была непереводной, оценка «три» означала «хорошо»10.
Первым экзаменом Пахульского, на котором присутствовал Чайковский, был экзамен по фортепиано в мае 1885 года. «Пахульский выдержал экзамен отлично (кроме истории музыки), и ему присуждён не только диплом, но и медаль. На последнем экзамене он играл мой концерт (по всей видимости, это был Концерт №1. - Н. П.) и три прелюдии Шопена. Пианист он отличный, и если ему что недостаёт, так это силы. Пусть хорошенько отдохнёт теперь и позаботится о своём здоровье», - писал Чайковский 31 мая 1885 года [334, XIII, 91]. И месяцем позже: «Напрасно, дорогой друг, Вы благодарите меня за Генриха Пахульского. Уверяю Вас, что я ровно ничего не сделал, дабы ему воздана была справедливость. Он отлично играл, был вполне хорош в своём теоретическом классе, — так что профессора на своём заседании (в коем я даже не присутствовал) единогласно присудили ему медаль» [334, XIII, 104]. Несмотря на то, что Пахульский сдавал экзамены без посторонней помощи, Чайковский на протяжении всей экзаменационной сессии внимательно следил за результатами.
В некоторых источниках справедливо говорится, что Пахульский был принят по рекомендации Чайковского в число преподавателей консерватории.
По окончании Московской консерватории с дипломом свободного художника и Большой серебряной медалью Пахульскому было предложено работать в Одессе. Доброе и отзывчивое сердце Надежды Филаретовны не могло допустить, чтобы замечательной учитель музыки
10 Из протокола заседания Совета консерватории от 21 декабря 1879 года: «5. По предложению Директора Совет постановил принять для полугодовых отметок вместо трёх-балльной пятибалльную систему» [257, л. 20 об]. Таким образом, значение оценок стало следующим: 1 - оч. слабо, 2 - слабо, 3 -хорошо, 4 - оч. хорошо, 5 - отлично [344].