Ви є тут

Міжнародно-правовий захист прав жінок і дітей у період кризових ситуацій

Автор: 
Мохаммад Абдель Карім Мусса Аль-Нсур
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U001892
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И КОНВЕНЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
2.1. Защита прав женщин и детей в условиях вооруженных конфликтов.
Впервые в историческом аспекте вопросы защиты прав женщин и детей в условиях вооруженных конфликтов, относящихся к кризисным, экстраординарным условиям функционирования государственности, были затронуты в ХIV-ХVI вв. в процессе формирования системы "картелей и капитуляций" между командующими противоборствующих армий. В период между 1581 и 1864 гг. было заключено не менее 290 таких соглашений. Первое из них, подписанное еще раньше в 1393 г. между кантонами Швейцарии (Семпахское соглашение), содержало положения, оговаривающие проявление уважения к женщинам и раненым; по этой причине сам договор известен и как "Женское письмо". В нем закреплялось неучастие женщин в войне, а также неприкосновенность раненых, уважение к их личности и имуществу [169].
По данным Организации Объединенных Наций, с 1987 г. в различных вооруженных конфликтах погибли, в общей сложности 2 млн. женщин и детей, что составляет почти 90 % убитых и раненых в ходе современных вооруженных конфликтов, и около 6 млн женщин и детей получили серьезные ранения или неизлечимые увечья [170]. Для сравнения, можно привести примеры, что в Первую мировую войну жертвы среди гражданского населения составляли порядка 5% от общего числа жертв, а во Вторую мировую войну эта цифра увеличилась до 48 %. Сегодня 90 % жертв конфликтов во всем мире приходится на долю гражданского населения, значительную и все возрастающую часть которого составляют женщины и дети [171].
Статистика жертв вооруженных конфликтов объективно обусловила необходимость международно-правового регулирования защиты прав женщин в этих кризисных ситуациях функционирования государственности. Следует указать, что в связи с тем, что до начала Первой мировой войны число женщин, действительно участвовавших а военных действиях, было незначительным, необходимости в их особой защите не ощущалось. Это, однако, не означало, что до этого вообще не принимались никакие меры по защите женщин. С момента зарождения международного гуманитарного права они пользовались наравне с мужчинами общей, ординарной правовой защитой. В случае ранения женщины пользовались защитой в соответствии с положениями Женевской конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. В тех случаях, когда они становились военноплениыми, на них распространялось Положение, прилагаемое к Гаагским конвенциям 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях сухопутной войны, которое впервые предоставило военнопленным юридический статус, что ограждало их от произвола держащей в плену державы [172].
Лишь только начиная c первой трети ХХ века, международное гуманитарное право предоставляет женщинам особую защиту. В 1929 г. державы, принявшие Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными [173], попытались впервые урегулировать новый социальный феномен: участие достаточно большого числа женщин в войне 1914-1918 гг. Следует отметить, что указанный международно-правовой акт содержал два положения, представляющие особый интерес в конктексте исследуемой проблемы. В нем закреплялось, что: "К женщинам следует относиться со всем noлaгaющuмcя иx полу уважением" (ст. 3) и, что "Различия в обращении с военнопленными, допустимы лишь в том случае, если таковые различия основаны на воинском звании, состоянии физического или психического здоровья, квалификации или поле тех, кто пользуется их преимуществами" (ст. 4).
Во время Второй мировой войны в военных действиях принимало участие еще большее число женщин, хотя, как правило, они не носили оружия. Кроме того, в ходе этого вооруженного конфликта жертв среди гражданского населения было значительно больше, чем в предыдущем. Было, например, подсчитано, что из 50 млн. погибших 26 млн. человек принадлежали к составу вооруженных сил, а 24 миллиона являлись гражданскими лицами, среди которых было много женщин. Поэтому принятие новых правовых актов, которые учитывали бы подобные факторы, стало не только настоятельной необходимостью, но и логическим продолжением формирования правового статуса женщин в международном гуманитарном праве в аспекте его развития и совершенствования.
Это произошло на Дипломатической конференции по принятию международных конвенций о защите жертв войны, которая проходила с апреля по август 1949 г. в Женеве и была созвана по инициативе Швейцарского федерального совета, который является хранителем Женевских конвенций. На конференции были выработаны четыре Конвенции, которые были приняты 12 августа того же года: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (далее: Конвенция I); Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II); Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Конвенция III); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV) [174]. Следует отметить, что Конвенция III - об обращении с военнопленными и Конвенция IV - о защите гражданского населения во время войны содержат порядка 30 статей, касающихся женщин.
Как показывает статистика, в вооруженных конфликтах, имевших место уже после принятия четырех Женевских конвенций 1949 г., погибло больше мужчин и больше женщин, чем даже во время Второй мировой войны. В некоторых случаях среди погибших гражданские лица составляли 90% [175]. Эти огромные и страшные цифры человеческих потерь, в первую очередь, объяснялись применением новых средств и методов ведения войны, обладающих неизбирательным действием. Кроме того, стали возникать новые типы конфликтов между регулярными армиями и партизанскими формированиями. В таких конфликтах трудно отличить комбатантов от гражданских лиц, что делает последних более уязвимыми. В этих условиях Генеральной Ассамблеей