Ви є тут

Оптимізація фізичної підготовки курсанток вищих військових навчальних закладів з урахуванням специфіки етапів професійного навчання.

Автор: 
Шалепа Олександр Григорович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0403U001740
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Методы исследований

Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы исследований:
методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы;
методы педагогического наблюдения;
методы системно - структурного анализа;
методы определения физического развития и функционального состояния;
метод оценки уровня функционального состояния;
метод оценки уровня физической подготовленности;
методы определения психоэмоционального состояния с использованием компьютерных психологических тестов;
методы педагогического эксперимента;
методы статистической обработки результатов.
Для определения состояния проблемы, формулирования задач исследования проводились изучение, теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по следующим направлениям:
- опыт привлечения женщин к военной службе и их военной и физической подготовки в различных странах мира;
- требования к физической подготовке военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Украины, курсанток высших военных учебных заведений, студенток гражданских ВУЗов, учащихся общеобразовательных школ;
- физиологические особенности женского организма, теория и практика женского спорта;
- изучение методов определения уровня физического состояния и физической подготовленности;
- вопросы адаптации и профессионального отбора;
- применение современных компьютерных технологий;
- статистическая обработка результатов исследований;
- нормативные документы.
В общей сложности изучен 261 литературный источник, в том числе: монографий - 48, авторефератов диссертаций - 31, руководящих документов - 11, учебных и учебно-методических пособий - 29, статей и тезисов докладов на научных конференциях - 142, из них работ иностранных авторов дальнего зарубежья - 49.
На всех этапах исследовательской работы проводились педагогические наблюдения по заранее разработанному плану проведения исследований.
Наблюдения проводились в Харьковском военном университете преподавателями кафедры физической подготовки и спорта, работниками поликлиники медицинской службы, специалистами отдела профессионального психологического отбора, офицерами воспитательной службы, а также командирами подразделений университета, в которых проходят службу курсантки. В ходе педагогических наблюдений анализировалась организация и проведение физической подготовки с курсантками на всех этапах обучения и во всех ее формах. Особое внимание обращалось на уровень развития физических качеств, что позволяло объективно оценить начальный уровень физической подготовленности. Анализ результатов состояния физической подготовки курсанток фиксировался в протоколах.
Педагогические наблюдения проводились также в процессе выполнении служебной и учебной деятельности курсанток. При этом анализировалась успеваемость курсанток по общевойсковым дисциплинам, выполнение обязанностей во время несения службы во внутренних нарядах и состояние воинской дисциплины.
Такой анализ дал нам возможность более детально изучить влияние физической подготовки на военно-профессиональную деятельность и боевую готовность курсанток.
Психологическое тестирование проводилось с целью изучения адаптации курсанток к условиям военно-профессиональной деятельности в процессе обучения в университете, а также определения физиологического состояния каждой курсантки на момент проведения проверочного тестирования.
Анализ тестирования дал возможность определить периоды обучения и условия службы представляющие наибольшую сложность для адаптации к процессу военно-профессионального обучения.
Системно-структурный анализ проводился на основе требований к физической готовности курсанток в системе военно-профессиональной подготовки, обусловленных функциями и задачами, определенными требованиями образовательных квалификационных характеристик по специальностям профессий войск ПВО.
Такой подход, учитывающий конечный результат функционирования этой системы, позволил установить, какие именно связи и взаимоотношения необходимо выделять и изучать в данном объекте исследований.
Системные исследования учебного процесса физической подготовки курсанток включали следующие этапы:
- выяснение структурной организации и иерархического построения системы;
- определение внешней и внутренней детерминированности процессов передачи информации;
- выявление закономерностей функционирования стабильности информационных систем.
Таким образом, системно-структурный анализ расширяет, углубляет, уточняет и классифицирует знания об объектах исследования, а также позволяет определить оптимальные пути решения проблемы.
Структурно-функциональное моделирование проводилось с целью определения психофизических, профессионально-направленных военно-прикладных характеристик учебного процесса, рациональных способов построения его структурных частей.
Уровни физического развития и функционального состояния курсанток определялись с использованием общепринятых в медицинской практике методик на основании требований Положения о военно-врачебной экспертизе и медицинском осмотре в Вооруженных Силах Украины.
Физическое развитие курсанток оценивалось по морфологическим особенностям строения и размеров тела в совокупности с их функциональными возможностями.
Для оценки отдельных морфологических признаков использовались методы антропометрических стандартов и индексов.
Функциональное состояние курсанток исследовалось по реакциям сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и по функциональной пробы (измерения показателей ЧСС и АД в состоянии покоя после 20 приседаний за 30 секунд и восстановление показателей через 2 минуты отдыха.
Для решения задач, поставленных в настоящем исследовании, использовались метод оценки уровня физического состояния (УФС) [Е.А. Пирогова, 1989] на основании измерения