Ви є тут

Синтез системи маркетингово-орієнтованого управління виробничо-збутовою діяльністю підприємств промисловості

Автор: 
Войт Сергій Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001402
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
2.1.Модель маркетингово-ориентированного управления производственно-сбытовой
деятельностью предприятий
Для анализа систем управления производственно-сбытовой деятельностью
предприятий промышленности исследуем соответствующие модели управления. Переход
к рыночной экономике предполагает формирование соответствующих изменений в
производственно-распределительной сфере предприятий, причина и суть которых
может быть достаточно наглядно уяснена с помощью следующих соображений.
Из основ экономической теории следует, что экономика любой страны состоит как
бы из двух частей (рис. 2.1). Первая определяет возможности общества -
первичные факторы производства, вторая составляет набор потребностей, которые
следует удовлетворять.

а) б)
Рис. 2.1. Контуры экономики
В любой экономической системе механизм удовлетворения потребностей состоит в
следующем. Существует некоторое предприятие (производство) (рис. 2.1(б)),
которое, имея на входе "заказ" (что производить), используя указанные факторы
производства - труд, капитал, землю - выдаёт на выходе "продукт". Поскольку
заказ исходит из необходимости удовлетворения потребностей, а продукт
направляется именно на их удовлетворение, то, следовательно, существует
некоторый "контур экономики", состоящий из двух ветвей - левой (л) и правой
(п). Что же является регулятором деятельности производителя и материальных и
информационных потоков в рамках этих двух ветвей?
Американский экономист Р. Хелбронер отмечает, что история дала примеры трех
основных подходов к распределению экономических ресурсов общества: посредством
традиций, приказов и рынка [98].
Традиционный метод распределения основан на обветшалых социальных заповедях,
статичности технологий, неизменной передачи одних и тех же видов деятельности
от одного поколения к другому. Командный метод является осуществлением воли
некоего руководящего лица в аспекте способа, каким будут использоваться и
распределяться ресурсы общества.
Рыночный метод основан на безличной сети сил в распределении ресурсов. Цены,
ставки, проценты устанавливаются в ходе сделки между теми, кому принадлежит
продукт, и теми, кто в нем нуждается. Все ресурсы предоставлены в распоряжение
общества и не требуют никакого центрального аппарата, вмешивающегося в этот
процесс. В этой ситуации своеобразным регулятором производства является
конкуренция, значение которой известный американский экономист П. Самуэльсон
сформулировал так: "Система конкуренции представляет собой отлаженный механизм
неосознанной координации через систему цен и рынков. Она представляет собой
коммуникационное устройство для объединения познаний и усилий миллионов людей.
Без всякого централизованного планирования конкуренция решает все мыслимые
проблемы, включающие тысячи переменных... Никто не проектировал ее: она
возникла естественно и, подобно человеческой природе, подвержена изменениям..."
[51].
Для экономики советского периода традиционной всегда была схема
функционирования, согласно которой, как правая, так и левая ветви (рис. 2.1)
были под контролем государства. Госплан, Госкомцен, Госснаб - эти и другие
государственные институты регулировали производство и потребление (рис. 2.2).
Советские предприятия особо не задумывались ни о том, что производить, ни о
том, что в дальнейшем будет с их продукцией. Всё за них определяли названные
государственные органы (плановая экономика обеспечивала стопроцентный заказ и
сбыт продукции). Поэтому основной функцией предприятия в дореформенный период
было производство продукции.
РЫНОК
факторов производства
(труд, земля, капитал)

Потребности
РЫНОК
Рис. 2.2. Модель системы "производство-распределение" предприятия в плановой
экономике
Все промышленные предприятия основывались на государственной собственности и их
хозрасчетная деятельность имела ограниченную самостоятельность. Государство
выполняло основную планово-распределительную функцию. На основе государственных
заказов, контрольных цифр, прямых заказов потребителей, органов
материально-технического обеспечения и хозяйственных договоров предприятия
составляли план производства продукции в натуральном и стоимостном выражении по
развернутой номенклатуре и доводили его до соответствующих структурных
подразделений. Сформированный портфель заказов вместе с годовым планом
производства служил основой для расчета годового плана поставок и расчета
заявки на транспорт. Составленные годовые планы имели временную детализацию по
кварталам, месяцам, декадам. Разработанные планы утверждались и увязывались в
единый народнохозяйственный план, который имел силу закона.
Функция управления сбытом продукции на предприятии включала формирование
портфеля заказов на готовую продукцию, планирование сбыта готовой продукции,
оперативное управление отгрузкой и учет движения отгруженной продукции. Цены на
готовую продукцию устанавливались ГОСТами, разработанными Государственным
комитетом цен. Государственные заказы формировались Госснабом страны. Прямые
заказы на продукцию товаров широкого потребления предприятия получали на
отраслевых выставках разного уровня, и они имели второстепенное значение по
сравнению с госзаказом.
При раннее существовавшей производственно распределительной системе, функция
распределения изготовленной продукции была прерогативой государства, а сбыт
продукции отождествлялся с отгрузкой продукции по назначению. Ос