Ви є тут

Управління маркетингом освітніх послуг в організаціях навчально-курсової мережі АПК

Автор: 
Чигасов Сергій Георгійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002100
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
УЧЕБНО-КУРСОВОЙ СЕТИ АПК

2.1. Состояние и проблемы профессионально-технического образования в АПК

В период перехода к рыночной экономике структура системы образования Украины претерпела значительные изменения. На протяжении 90-х годов одновременно с увеличением количества высших учебных заведений III и IV уровней аккредитации на 111,4% и численности студентов на 59,3%, количество профессионально-технических училищ сократилось на 22,4%, а численность слушателей - на 19,7% [170].
Уменьшение относительной доли профессионально-технического образования в структуре подготовки кадров частично обосновано кризисными явлениями в экономике Украины, проявившимися в снижении спроса на рабочую силу, но, вместе с тем, является следствием неэффективности существующей системы профтехобразования (табл. 2.1).
В украинском педагогическом словаре термин "профессионально-техническое образование" трактуется как "система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, форма профессионального образования и органичная часть системы народного образования. Профессионально-техническое образование базируется на интеграции продуктивного труда с обучением и повышением квалификации молодежи и взрослых работников" [171].
Исследователи неоднозначно трактуют цель и сущность профессионально-технического образования, отождествляя понятия "профессиональное образование" и "профессионально-техническое образование" или рассматривая профтехобразование как специфическую подсистему, входящую в состав профессионального образования.
Таблица 2.1
Количественные показатели высшего и профессионально-технического образования Украины

Показатели
Годы
2000 г. в %
к 1990 г.
1990/91
1995/96
2000/01 Количество высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации
149
255
315
211,4Количество ПТУ1246116196777,6Количество студентов высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации (тыс. чел.)
881
923
1403
159,3Количество учащихся ПТУ (тыс. чел.)66055553080,3Количество выпускников высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации (тыс. чел.)
147,6
147,9
240,3
162,8Количество выпускников ПТУ376,7274,9263,269,9
А. Шкляр полагает, что основной целью профессионального образования является общее и профессиональное развитие личности [172]. О. Дубинчук считает, что профессионально-техническое образование охватывает сферу подготовки рабочих кадров и "выступает как видовое понятие по отношению к родовому "профессиональное образование" [173].
Терминологическая неопределенность возникла в начале 90-х годов, когда в нормативных документах исчезло понятие "профессионально-техническое образование". Так, например, этот термин отсутствовал в предыдущей редакции закона Украинской ССР "Об образовании", некоторых подзаконных актах. В настоящее время неопределенность устранена, и профтехобразование представлено как образовательная подсистема и самостоятельная педагогическая система.
Реформирование аграрного сектора экономики существенно повлияло на структуру субъектов рынка и характер их взаимоотношений, и вызвало, опосредованно, изменения потребностей в профессионально-технических услугах. Однако существующая система профессионально-технического обучения АПК не смогла в короткий срок адаптироваться к изменениям внешней среды и оказалась недостаточно дееспособной в новых условиях. Неэффективность системы профессионально-технического образования проявляется не только в уменьшении количества ПТУ и численности выпускников, но также в несоответствии качества подготовки кадров требованиям рынка [174].
Профессионально-техническое обучение рабочих кадров для АПК осуществляется в 302 профессионально-технических училищах сельскохозяйственного профиля [175] (далее - подсистема ПТУ) и в 38 учебно-курсовых комбинатах и учебных центрах [155] (далее - подсистема УКС).
Характер предоставления образовательных услуг профессионально-техническими училищами и учебными заведениями УКС имеет ряд существенных отличий. Вместе с тем, для проведения сопоставительного анализа двух подсистем целесообразно выделить некоторые общие (коррелируемые) признаки их адаптации к рыночным условиям.
По результатам маркетингового исследования, проведенного в марте-апреле 2001 года в Николаевской области специалистами Николаевского регионального учебно-консультационного центра "Агроосвіта" выявлены предпочтения потребителей: а) трудоустройство выпускников; б) доступность; в) широкий ассортимент образовательных услуг; г) кратковременный период обучения. Выборка включала 300 респондентов, опрошенных в 12 сельских районах области. Использовались методы персонального формализованного интервью типа "face-to-face" (40%) и очного индивидуального анкетирования (60%) руководителей реформированных сельскохозяйственных предприятий и фермерских кооперативов.
Полагаем, что в качестве критериев сопоставительного анализа следует также добавить переменные, обуславливающие успешную рыночную трансформацию: структуру потребителей профессионально-технических образовательных услуг и степень "гибкости" организационной структуры управления.
Основными потребителями образовательных услуг ПТУ являются выпускники общеобразовательных школ. Установленные ранее связи профтехучилищ с сельхозпредприятиями в период проведения рыночных реформ практически разрушились. В 1995-1997 гг. многие ПТУ в сельской местности получили право на предоставление образовательных услуг в курсовой (краткосрочной) форме. Такая форма наиболее приемлема для обучения взрослых, в том числе незанятого населения. Однако попытку привлечения новых потребителей нельзя назвать удачной - профтехучилища по-прежнему являются учебными з