Ви є тут

Формування дидактичного менеджменту в системі державного управління освітою

Автор: 
Гамаюнов Володимир Гаврилович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002649
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Одним из важнейших понятий современной науки управления является постулат о том, что не бывает хорошего управления вообще, управление может быть (должно быть!) эффективным по отношению именно к этому и именно такому (конкретному, неповторимому, неупорядоченному) объекту.
Пока учебная группа или школьный класс (которые с точки зрения менеджмента являются формальными организациями), обучающая среда и учебный процесс остаются тайной, учитель не имеет власти над ними, то есть он ими не управляет. Учебный процесс в таком случае идёт "самотёком" со всеми непривлекательными последствиями.
"Наше педагогическое производство, - писал А. С. Макаренко, - никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: конструкторская работа, технологический процесс..." [65]. Конечно, со времён Антона Семёновича педагогическое производство изменилось в лучшую сторону. Под влиянием научного управления и научной организации труда в производственной сфере "все важные отделы" и в педагогическом производстве обрели видимые контуры. Но логика моральной проповеди в этом производстве всё ещё преобладает.

2.1. Дидактические основы менеджмента: учебная группа - учебное заведение - государственное управление
Дидактические процессы не протекают в обществе сами по себе, самопроизвольно. Они направляются определенной "рукой", регулируются, управляются. Обучение как социальное явление - это целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результата развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и государства, соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Практическое и творческое обучение В. И. Луговой называет "первым видом образования" [63]. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения являются целенаправленно организованная государством в специальных формах взаимодействия совместная деятельность взрослых и детей, учителей и учащихся, их содержательное познавательное общение.
Среди многих аспектов проблем управления образованием и обучением на современном этапе трансформации общества является методологический аспект. Его разработка может развить и закрепить взгляд на управление и менеджмент, как на процесс, который обеспечивает достижение образовательных целей и который осуществляют на разных уровнях различнейшие участники в определённых конкретно-исторических, социально-политических и экономических условиях.
Утвердившаяся на рубеже ХХ и ХХІ веков социальная энтропия, как главная доминанта производства и жизни, потребовала принципиального перехода от изучения относительно упорядоченных единичных явлений природы и общества традиционными детерминированными методами к изучению предельно неупорядоченных и бесконечно стихийных массовых явлений по преимуществу стохастическими методами. Они, по определению, предполагают обращение к сумме наук и знаний и сумме средств реализации их возможностей, включая, пришедшие на помощь возможности машин и, прежде всего, компьютеров.
Глобальная подвижность, переменчивость общества в переходный период, переживаемый Украиной, вызывает значительные трудности в жизни общества и государства. Объективно проявляется значительное противоречие - между необходимостью эффективного управления всеми отраслями общественной жизни и очевидной неспособностью традиционного управления адекватными способами преодолеть трудности, перевести все подсистемы общественного организма в режим развития. Необходимость инновационных подходов к управлению, в том числе и управлению образованием, очевидна.
Задача оптимального сочетания инновационных образовательных технологий и фундаментальных методик классической педагогики на современном этапе развития нашего государства является очень актуальной.
Актуальность обусловлена противоречием, которое состоит в несоответствии традиционной системы образования и обучения новым тенденциям их развития, новым социально-экономическим условиям развития нашего общества. Именно эти условия являются причиной появления новых педагогических технологий, новых дидактических систем управления, которые отвечают определению инновационных и преобразуют учебный процесс, учебное занятие в желаемом для управляющего этим процессом (учителя) направлении.
Теоретической базой, методологическим ориентиром для дидактического менеджмента, как предмета государственно-управленческого, является система философских знаний. К этому уровню приближается также использование широких принципов и понятий, но не философского значения, например, познавательных методов кибернетики, общей теории систем, теории социального управления.
Теоретические положения науки управления и менеджмента играют значительную роль в государственно-управленческом следовании как частно-научные методы познания, как частно-методологические основы нашего исследования.
Историческое развитие дидактической теории характеризуется тенденцией к выработке определённого концептуального аппарата, с помощью которого можно описать и исследовать всё многообразие дидактических явлений. Для понимания и применения дидактического менеджмента надо обладать общими сведениями о дидактике и принципах действия дидактических систем. И о сущности, о содержании дидактических процессов, дидактических связях и отношениях в теории познания.
Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, didasko - изучающий) - определяется в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики (как теория и методика обучения). В педагогике традиционно категория "обучение" всегда рассматривалась