Вы здесь

Становлення і розвиток кримськотатарського театру кінця ХIX - початку ХХ століття

Автор: 
Керімова Світлана
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U001411
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ II
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ В КОНЦЕ Х1Х
И НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

2.1. Первые издания драматургических произведений на крымскотатарском языке в частной типографии газеты "Терджиман" и постановки пьес местных авторов

Историографические сведения о крымскотатарском театре довоенного периода, данные в предыдущей части нашей работы, наглядно показывают, что национальное сценическое искусство Крыма имеет многовековую историю. Конец Х1Х века следует считать периодом "пробуждения" и возрождения, как театрального искусства, так и всей национальной культуры крымскотатарского народа в целом. Известно, что этот процесс был характерен не только для крымской, но и практически для всех национальных культур Российской империи.
Немаловажную роль в этом смысле имело проникновение в экономику государства иностранных капиталов Америки и Западной Европы, повлиявшие на возрождение и культурной жизни общества. Большой капитал всегда оказывал огромное влияние на развитие мировой культуры и науки в целом. Что касается Крыма, то во второй половине Х1Х века на полуострове часть железнодорожных путей, автомобильный транспорт, телефонные сети, судостроительный и металлургический заводы и многие другие предприятия отчасти находились в руках европейских и американских производственных компаний. Развитие экономики влекло за собой и развитие культуры и науки в Крыму. В результате постепенно изменяется мировоззрение народа, национальное самосознание, меняется даже внешний облик и культура поведения населения, причем настолько, что об этом начинают бить тревогу прогрессивные писатели Крыма. В качестве примера приведем поэму Асана Чергеева "Эшит, мевта не сёйлюёр" /"Послушай, что говорит покойник"/ (1905г.). Главный герой еще во времена Крымского ханства попадает в загробный мир, а затем снова возвращается к жизни и с удивлением обнаруживает, что крымцы ходят "с длинными стрижками", носят "узкую одежду", а в домах пользуются европейскими столами и стульями. Он с большим сожалением отмечает, что утрачиваются национальные черты быта. Но время беспощадно, оно идет своим чередом, и никто не в силах остановить его движение, помешать объективным процессам эволюции.
На фоне всеобщих изменений проходило и возрождение крымскотатарского театра. Первые сведения о театре, обнаруженные нами в газете "Терджиман", относятся к 1886 году [144]. Спектакль на крымскотатарском языке в Бахчисарае был сыгран армянскими артистами из Тифлиса. Труппой руководил г-н Сердаров. Хотя название и содержание сыгранной пьесы нам неизвестно, но весьма важно то, что пьеса вызвала повышенный интерес у местных зрителей. И.Гаспринский, как бы предугадывая это обстоятельство, в своей первой заметке об этом отмечал: "Это зрелище обязательно привлечет внимание многих людей". Он подчеркивал, что местные жители, избавляясь от религиозного фанатизма, проявляют повышенный интерес к подобного рода культурным мероприятиям.
Эту же мысль он повторит и в статье, напечатанной после представления. Гаспринский посетует на отсутствие в городе Бахчисарае собственного театра, который мог бы удовлетворить возрастающий интерес публики к сценическим постановкам [145].
Как видно из публикации, пьеса была сыграна в зале богатого бахчисарайца г-на Михайли и привлекла внимание многих молодых крымцев, караимов и урумов. Следует отметить, что в то время за неимением специальных театральных салонов и зданий, особенно в местах проживания мусульман, спектакли ставились в частных домах, в которых имелись большие залы, и даже на частных фабриках и заводах. Так было не только в Крыму.
Например, комедия Сулеймана Ахундова "Тамахкяр" /"Скряга"/ впервые была поставлена в 1899 году, в Баку, в цирке Никитина [11, 77], а пьеса азербайджанского драматурга С.М.Ганизаде "Хор-хор" была поставлена на фабрике Тагиева [38, 145]. Известный крымскотатарский режиссер и артист, поставивший много спектаклей в Крыму, в конце Х1Х и начале ХХ века, Джелял Меинов, в связи с этим вспоминал: "В то время в Бахчисарае не было специальной сцены. Ее нужно было заново строить для каждого показа, а это влекло за собой много сложностей. Дело в том, что сцену можно было устанавливать только в зале городской управы, а там работали чиновники. Эта процедура их изрядно мучила и злила. Каждый раз приходилось брать отдельное разрешение у городского головы. И хотя Мустафа мурза Давидович ни разу не отказал нам в просьбе, со стороны чиновников было много жалоб и недовольств. Потому что перед представлением мебель нужно было перенести в другие помещения, привезти из лесничества доски, построить сцену.
Так как Бахчисарай был местом постоянных театральных представлений, с просьбой о выделении помещения под театр мы обратились к Исмаил беку Гаспринскому. И таким образом с 14 октября 1901 года все крымскотатарские представления в Бахчисарае проходили в собственном театральном помещении [72, 37-45].
Чтобы несколько дополнить общую картину о бахчисарайских постановках последней четверти Х1Х века отметим, что во время проведения литературно-культурных и театральных вечеров зрители, входя в салон, снимали обувь, женщины и мужчины сидели отдельно, во время спектакля они свободно могли подкрепиться сухофруктами, захваченными из дома, представления в основном воспринимались как развлекательные мероприятия. Мы уже не раз ссылались на статью Джеляла Меинова, опубликованную в 1926 году. Для подтверждения или опровержения тех или иных фактов, нам предстоит обращаться к ней и дальше. Но следует сказать и то, что воспоминания Джеляла Меинова были написаны спустя 25-30 лет после вышеописанных театральных событий. Поэтому им присущи некоторые неточности, иногда отдельные факты отличаются от информации, почерпнутой нами из газеты "Терджиман". Кроме того, насколько бы подробны не были сведения о крымскотатарском театре конца Х1Х и начала ХХ века, помещенные в специальном дайджесте И.Керима "Гаспри