Ви є тут

Маркетингові дослідження ринку туристичних послуг (на прикладі підприємств рекреаційно-туристичного комплексу АР Крим).

Автор: 
Хамідова Ольга Михайлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004878
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МАРКЕТИНГОВЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АР КРЫМ

2.1. Мониторинг факторов маркетинговой среды рекреационно- туристических предприятий

Предприятия туристической отрасли функционируют в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся внутри нее, а также с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Она во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований.
Для того чтобы определить маркетинговую стратегию и реализовать ее, необходимо провести анализ внутренней и внешней среды туристических фирм и предприятий курортной и туристической индустрии, их потенциала и тенденций развития.
Внутренняя среда (микросреда) - это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия (отрасли) и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме (группе предприятий) функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени во внешней среде ?29, с. 57?.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Она создает общие условия среды нахождения туристических предприятий. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею.
Цель исследования внутренней среды - уяснение сильных и слабых сторон объекта. Она (среда) может быть источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую он опирается в конкурентной борьбе и которую необходимо расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны.
Микросреда крымского курортно-туристического комплекса не обладает устойчивостью, так как на нее влияет множество факторов и неопределенность их развития. Ниже приведен анализ внутренней среды по направлениям: структура и положение предприятий в отрасли, коммуникационные процессы, кадры, финансовая деятельность, маркетинг.
* Структура и положение предприятий в отрасли характеризуется организационной структурой управления туристическим комплексом: нормами, правилами, процедурами; распределением прав и ответственности; иерархией подчинения коммуникационных процессов (рис. 2.1) ?28? .
Как известно, организация управления предприятием и роль маркетинга в нем во многом зависит от направления деятельности и целей предприятия, трудоемкости работ и численности персонала, формы собственности.
Как свидетельствуют данные рисунка 2.2, во всех представленных видах деятельности преобладает коллективная собственность: туристические предприятия - 61, 51%; гостиничный бизнес - 57,16%; санаторно-курортные - 57,98%.
Объясняется данное положение тем, что для создания туристической фирмы не нужно больших затрат в формирование инфраструктуры и процедура получения лицензии на право туристической деятельности довольно проста.
Значительную долю занимает государственный сектор в гостиничном бизнесе (39,82%) и санаторно-курортном (37,12%), и очень не много среди турфирм (4,65%).

Рис.2.1. Управление рекреационно-туристическим комплексом

Рис. 2.2. Распределение предприятий Украины работающих в курортно-
рекреационной сфере и туризме по формам собственности, %
В частном секторе более развит туристический бизнес - 33,38% (для сравнения: гостиничный бизнес - 2,87%; санатории - 0,91%) ?118, с. 8?.
По данным статистического бюллетеня ?118, с. 29? численность работников туристической сферы в Украине за период 1995-1999 гг. изменялась следующим образом (рис. 2.3).
2829,330,327,728,1
19951996199719981999
Рис. 2.3. Динамика численности работников субъектов предпринимательской деятельности, получивших лицензию на туристическую деятельность в целом по Украине за период 1995-1999 гг. (тыс.чел.)
Так до 1997 г. количество работников субъектов предпринимательства,
получивших лицензию на право осуществления туристической деятельности, постоянно увеличивалось, а в 1998 году резко уменьшилось на 8,6% , с 1999 г. опять наблюдается рост в 1,4%. Такая ситуация сложилась по нескольким причинам:
- во-первых, начиная с 1991 года в странах СНГ в т.ч. и Украине начался бурный рост туристических поездок за рубеж, так как упростилась процедура получения визы и заграничного паспорта;
- во-вторых, население еще обладало средствами к приобретению путевок и имело желание выехать за рубеж;
- в третьих, получил широкое распространение "челночный" бизнес по странам Турции, Египта, Китая, Западной Европы;
- в четвертых, сложившийся спрос подтолкнул иностранных туроператоров к поиску на территории Украины турагенств в местах реализации туров;
- в пятых, всем вновь созданным туристическим фирмам обеспечивалось достаточное количество клиентов, так как сложился рынок свободной конкуренции с вполне устойчивым спросом на недорогие туры.
Приведенные выше причины вызвали сначала бурный рост количества туристических предприятий (в основном частных) в городах Украины. Но потом, в связи с влиянием ряда факторов (увеличение безработицы, падение доходов населения, ограничения на ввоз товаров), его рост замедлился. и в 1996 составил 6,8% , а в 1997 - 1,3% к 1996 году.
Такая же ситуация характерна и для Крыма. С начала лицензирования туристической деятельности (январь 1995 г.) лицензию на право осуществления этой деятельности в Крыму (на конец 1999г.) получило 823 предприятия (рис.2.4, табл.2.1) ?28?.
Рис. 2.4. Количество субъектов туристической деятельности занимающихся различными формами туризма

Из их числа собственную баз