Ви є тут

педагогічні умови Формування хореографічних умінь дітей 5-6 річного віку у дошкільних закладах.

Автор: 
Мартиненко Олена Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001253
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ К ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.
Методики и критерии определения готовности старших дошкольников к
хореографической деятельности
Организация и содержание экспериментальной работы предусматривали отбор
методик, позволяющих в естественных условиях дошкольного учреждения изучить
готовность детей старшего дошкольного возраста к хореографической деятельности
с учетом их физического, музыкально-ритмического и творческого развития.
За основу были взяты традиционные критерии отбора детей в детские танцевальные
коллективы, хореографические училища и студии (определение внешних сценических
данных, профессиональных физических данных и уровня развития музыкального
слуха). В процессе поискового этапа эксперимента они адаптировались с учетом
психофизических возможностей старших дошкольников.
Анализ этих критериев позволил выяснить, что основное внимание уделяется
проверке у детей физических и музыкальных данных, которые определяются как
ведущие компоненты готовности к хореографической деятельности [17; 161; 168 и
др.].
Творческие проявления в танце, как критерий изучения готовности детей к
хореографической деятельности, на наш взгляд, играет важную роль в формировании
духовной культуры ребёнка. Поэтому нами были разработаны творческие ситуации,
требующие от ребенка умения использовать в своих импровизациях выразительные
элементы танцевальных движений (поза, жест, мимика), а также составлять
танцевальные этюды на основе имеющегося двигательного опыта.
Содержание отобранных, адаптированных и дополненных методик составляли
контрольные задания, представленные в виде двигательных действий, танцевальных
элементов и творческих ситуаций. Выполнение каждого задания предполагало
игровую форму, которая наиболее полно соответствует возрастным психологическим
особенностям детей: дает возможность заинтересовать ребенка, способствует его
естественному поведению (служит своеобразной защитой от оценивающего взгляда
экспериментатора).
Отбор и адаптирование методик осуществлялись с учетом основных требований,
которые предъявляются к контрольным заданиям (тестам), применяемым в
психолого-педагогических исследованиях. В первую очередь – это возможность
использования предметных заданий в массовой хореографической практике, их
объективность в оценке уровня готовности детей к овладению танцевальной
деятельностью как основой хореографического обучения. Кроме этого, результаты
выполнения заданий должны были быть легко измеримы и поддаваться математической
обработке.
К каждому экспериментальному заданию подбирался разнообразный музыкальный
репертуар, отвечающий требованиям программы музыкального воспитания в детском
саду: народные танцевальные мелодии, детские музыкальные произведения и
современная эстрадная музыка.
Исследования проводились на базе детских дошкольных учреждений №№ 11, 33, 36,
39 г. Бердянска Запорожской области. В эксперименте участвовало 80 детей
старшего дошкольного возраста: 36 мальчиков и 44 девочки.
Констатирующий этап эксперимента был организован следующим образом: дети
экспериментальных групп в возрасте 5-6 лет были разделены на подгруппы по пять
человек. В процессе исследования выявлялись как традиционные компоненты
готовности к хореографической деятельности – физические данные (задания серии
“А“), музыкально-ритмические способности (задания серии “Б“), так и выделенный
нами такой компонент, как творческие проявления дошкольников в танце (задания
серии “В“). Каждое задание выполнялось с интервалом не более чем 2-3 дня, в
свободное от занятий время.
Соотношение компонентов готовности и отобранных методик представлено в схеме
2.1.
Схема 2.1
Компоненты готовности старших дошкольников к хореографической деятельности и
определение уровня их развития
Компоненты готовности к овладению элементами хореографии
Физические данные
Музыкально-ритмические
данные
Творческие способности
Задания
серии “А“
Задания
серии“ Б“
Задания
серии“ В“
задание «Полет в страну сказок» (пропорции тела, особенности осанки)
упражнения “Следы” и “Лягушка” (выворотность в тазобедренном и голеностопном
суставах)
игра “Урок танца” (внешний осмотр стопы, форма подъема, «танцевальный шаг»)
упражнение “Выбери себе подарок” и “Йог” (гибкость позвоночного столба)
игра “Зеркало “ (двигательная координация)
задание “Прослушай и ответь” (музыкальное восприятие)
задание “Передай телеграмму”
(чувство ритма)
музыкальная игра “Поезд” (способность отражать в движении характер музыки)
игровые ситуации: “Художник”, “Музыкальный зоопарк”, “Живая книжка”
(подвижность мимики, чувство позы и жеста)
творческое задание “Музыкальный магазин” (исполнительское творчество в
свободной пляске)

Контрольные задания серии “А” были направлены на выявление уровня физического
развития детей: анатомо-физиологические данные и двигательная координация.
Многие исследователи в области хореографии предъявляют очень жесткие требования
к строению тела танцора, которые диктуются не только эстетическими
соображениями, но и условиями овладения хореографической техникой.
Эти требования обязательны при приеме в хореографические училища, но переносить
их в учебно-воспитательную работу с дошкольниками, на наш взгляд, неуместно.
Так как мы не ставили своей целью подготовку к профессиональной танцевальной
деятельности, а опирались на принцип массового приобщения детей к хореографии,
то основной задачей считали определение количества дошкольников с низким
уровнем развития хореографических данных, выявл