Ви є тут

Розвиток системи оподаткування комерційних банків в Україні

Автор: 
Попов Станіслав Михайлович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004105
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2.1. Особенности украинской системы налогообложения коммерческих банков
Коммерческие банки являются, как правило, высокорентабельными предприятиями,
получающими основную часть доходов в виде платы за оказание финансовых услуг
физическим и юридическим лицам. Как и всякие другие субъекты хозяйствования,
осуществляющие деятельность, направленную на получение прибыли на территории
Украины и за ее пределами, банки обязаны вносить в бюджет и внебюджетные фонды
ряд налогов и других обязательных платежей, установленных действующим
законодательством – налог на прибыль предприятий, НДС (по некоторым видам
операций), подходный налог с физических лиц, начисления на заработную плату и
удержания из заработной платы (в фонды пенсионный, социального страхования от
нетрудоспособности, безработицы и несчастных случаев на производстве), налог на
землю, с владельцев транспортных средств, местные налоги и сборы и др.
При этом, используя юридическую терминологию, в одних случаях они выступают в
качестве плательщиков налогов, то есть лиц, на которые соответствующим
налоговым законом непосредственно возложены обязательства по их начислению и
уплате (например, налог на прибыль предприятий, НДС, начисления на заработную
плату, налог на землю, с владельцев транспортных средств). В других случаях – в
качестве налоговых агентов, то есть лиц, обязанных начислять и уплачивать
налоги от имени и за счет других предприятий или граждан-плательщиков налогов,
и, соответственно, вести налоговый учет, подавать налоговым органам отчетность,
а также нести ответственность за нарушение законодательства [48, с. 352-353]
(например, подоходный налог с физических лиц, удержания из заработной платы).
Однако с экономических позиций такое разделение следует признать условным. Это
связано с тем, что налоги обладают свойством переложения, так что фактическое
их бремя может приходиться вовсе не на тех лиц (физических или юридических),
которые установлены законодательством в качестве плательщика. Например,
начисления на заработную плату, согласно закону о налоге на прибыль
предприятий, относимые на себестоимость оказанных услуг, могут на самом деле не
сильно обременять банки-плательщики, а в условиях неэластичного предложения и
эластичного спроса на труд уменьшать доходы наемного персонала, вынужденного
мириться с пониженной (по сравнению с ситуацией до налогообложения) реальной
заработной платой.
И, напротив, налог на процентные доходы граждан, удерживаемый у источника их
выплаты, принимая во внимание высокую эластичность спроса на услуги по
сбережению денег населения и наличие альтернативных способов их сохранения и
приумножения, может быть легко переложен на коммерческие банки, уменьшая таким
образом фактически получаемые ими доходы.
В этой связи очевидно, что при анализе действующей системы налогообложения
коммерческих банков основное внимание следует уделить тем налогам, которые
оказывают (или в принципе могут оказывать) наибольшее влияние на их
функционирование вне зависимости от того, кто в соответствии с действующим
налоговым законодательством установлен в качестве плательщика налога.
Кроме того, важно также принимать во внимание следующие два обстоятельства.
Первое – что главный источник средств, обеспечивающих функционирование
коммерческих банков, составляют процентные доходы (рис. 2.1). И второе – что
наибольшее значение c позиций регулирования их деятельности имеет налог на
прибыль предприятий, характеризующийся устойчивой положительной динамикой
(табл. 2.1).
Таблица 2.1. –
Основные налоги, вносимые в бюджет и внебюджетные фонды коммерческими банками
(на примере филиалов АКБ "Укрсоцбанк" в Донецкой области)
Налоги
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
В среднем за
2000-2003 гг.
млн. грн.
млн. грн.
млн. грн.
млн. грн.
млн. грн.
Основные прямые налоги
2,56
3,60
4,98
7,84
4,75
49,7
в т.ч. налог на прибыль
0,07
0,04
1,10
3,93
1,29
13,5
подоходный налог с граждан
2,49
3,56
3,88
3,91
3,46
36,2
Основные косвенные налоги
3,45
3,99
4,73
5,19
4,34
45,5
в т.ч. НДС
0,05
0,10
0,06
0,14
0,09
1,0
начисления на зарплату
3,40
3,89
4,67
5,05
4,25
44,5
Налоги на имущество
0,06
0,09
0,14
0,31
0,15
1,6
в т.ч. налог на землю
0,05
0,08
0,13
0,30
0,14
1,5
Прочие
0,70
0,32
0,14
0,09
0,31
3,2
Всего
6,78
8,01
9,97
13,42
9,55
100,0
С учетом указанных аспектов проблемы, дальнейший анализ акцентирован на
следующих установленных украинским законодательством обязательных платежах:
в числе прямых налогов – (1) налог на прибыль предприятий, а в его составе –
налогообложение процентных доходов (в том числе скрытое прямое налогообложение
в виде требований по обязательному резервированию) и (2) налог на процентные
доходы граждан, удерживаемый у источника их выплаты;
в числе косвенные налогов – НДС, причем не столько в отношении тех
хозяйственных операций, которые облагаются этим налогом (они не имеют
принципиального значения для функционирования коммерческих банков), а прежде
всего в части тех, которые освобождены от НДС и составляют, как правило,
главный предмет деятельности финансовых посредников.
Что специально далее не рассматривается – это налоги, не имеющие прямого
отношения к специфике деятельности коммерческих банков: начисления на
заработную плату и удержания из нее, налог на землю, с владельцев транспортных
средств, местные налоги и сборы и прочие небольшие обязательные платежи.
Налог на прибыль предприятий – главный фискальный инструмент регулирования
деятельности коммерческих банков, оказывающих существенное влияние на различные