Ви є тут

Соціологія молоді: процеси концептуалізації в контексті соціокультурних змін

Автор: 
Глущенко Юлія Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000869
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II. Социокультурные процессы воспроизводства
практик концептуализации в поле социологии молодежи
83
2.1. Специфика институционализации отечественного социологического дискурса
83
2.2. Организация интеракционного измерения социологии молодежи как
структурирование пространства позиций
103
2.3. Объективация исследовательских практик в культурной ткани социологии
молодежи
128
2.4. Трансформация правил интеллектуального производства в ситуации
постсоветского общества
150
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ II
173
ВЫВОДЫ
175
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
183
ПРИЛОЖЕНИЕ
196
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. К концу ХХ века монополия социальной науки на
производство истинного знания о социальной реальности оказалась значительно
подорванной. Предпосылкой для этого выступает обнажившийся конфликт между
сконструированным социологами образом реальности и повседневным опытом
восприятия социального мира обывателями. Следствием оказалось выдвинутое
постмодернистами определение социологической концептуализации как
самореферентной языковой игры и признание за наукой в целом статуса лишь одной
из возможных точек зрения, ограниченной прагматическими социальными интересами.
Утрата доверия к метанарративам (наподобие идеи получения научного знания во
имя самого знания) утвердила представление об имманентности правил “научной
игры”: чтобы вести ее успешно, достаточно, чтобы твои исследовательские
практики были признаны соответствующими “правилам игры” другими представителями
научного сообщества. В итоге, социология на пороге нового тысячелетия решает
вопрос самооправдания в качестве средства понимания обществом самого себя.
Адекватным ответом на вызов современности становится интенсификация
исследований внутренних и внешних механизмов функционирования социального
знания. В качестве выхода из создавшейся ситуации признается отказ от
притязаний на универсальную объективность и прояснение сущности и механизмов (в
том числе и вненаучных - социальных) конструирования социологических концептов.
В противном случае, ситуация полипарадигмальности при одновременном заявлении
претензий каждой из концепций на абсолютную истинность приведет к полной утрате
доверия к эвристическим возможностям социологической теории как таковой.
Еще на XIV Всемирном социологическом конгрессе И. Валлерстайн предлагает
определение социологии как культуры: это набор разделяемых частью членов
научного сообщества предпосылок и практик, причем разделяемых не только
открыто, но и подсознательно. С тех пор два традиционных направления изучения
социологического знания - в интеллектуальном и организационном аспекте, -
активно синтезируются в социокультурном подходе. С подобных методологических
позиций социологический дискурс определяется, с одной стороны, как часть
окружающей нас действительности в виде знаковой системы, а с другой – как
механизм утверждения социального мира. Идеи, оформляющие процесс
социологического конструирования социальной реальности, опираются на правила,
нормы и институты, механизмы контроля, порожденные социокультурным контекстом
соответствующего общества. Потому контроль «языковых игр», наподобие
социологии, которые способны задавать параметры ориентации индивидов во внешней
социальной среде, подразумевает возможность конструировать код социального
развития всей общественной системы. Доступ к «рычагам» социологической
концептуализации становится средством манипулирования массовым сознанием. В
этом заключается значительный объем символической власти социологии.
Социальная актуальность исследования процессов социологической концептуализации
представлена следующими аспектами: выявление внутренних социокультурных
механизмов функционирования пространства социологического дискурса, делающих
возможным контроль содержания социологической концептуализации со стороны
агентов поля власти; определение направления использования подобного контроля в
отношении общественного сознания; подтверждение подобной ситуации конкретными
фактами на примере анализа организации конкретной отечественной социологической
отрасли в длительной исторической перспективе.
Не случаен в этой связи выбор социологии молодежи в качестве отрасли знания, в
контексте которой апробируется разрабатываемая методологическая схема
исследования процессов концептуализации. В структуре отечественной
социологической мысли еще задолго до периода институционализации в 60-х гг. ХХ
в. к социологии молодежи устойчивое внимание проявляли все три стороны процесса
производства научного знания: собственно производители (исследователи),
потребители (общественность) и заказчики (агенты поля власти). В первую очередь
подобный интерес обусловлен, на наш взгляд, специфическим статусом социальной
группы молодежи в обществе. Возможности социологической концептуализации
использовались с целью номинации и классификации представителей реальной группы
и конструирования нормативного образа «молодежи», путем использования ресурса
доверия обывателей к научной компетентности социологов. Потому именно данная
отрасль социологического знания является удобным пространством для обоснованной
демонстрации цели и механизмов использования социально-проективной функции
социологии в прагматических целях властвующей политической и научной элиты.
Наконец, современное состояние «депрессии» на уровне теоретизирования в
социологии молодежи требует ревизии фундаментальных допущений, конституирующих
пространство концептуализации. Подобный глубинный анализ оснований
социологического дискурса о молодежи требует учета специфики социокультурног