Ви є тут

Гра на флейті як художній феномен.

Автор: 
Дзисюк Василь Юхимович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U000505
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. Композиционно-художественные принципы игры на флейте и обобщение артистического опыта музыканта-практика..................63
2.1. Принципы флейтового искусства в творчестве композиторов XVIII века (И.С. Баха, А. Вивальди, Г. Телемана, В. Моцарта и др.)..............................................................................63
2.2. Принципы игры на флейте в творчестве композиторов ХIХ столетия (на примере произведений Ф. Шуберта, С. Меркаданте, П. Чайковского)............................................................106
2.3. Стилевые черты произведений для флейты в ХХ столетии как выражение принципов музыкального мышления...................131
2.4. Обобщение стилевых принципов игры на флейте..................156
Заключение............................................................................170
Список использованной литературы..........................................173
Введение
Есть меры ценности, побуждающие людей свое укорачивающееся жизненное время тратить на занятия идеальные, но, судя по всему, крайне необходимые человеку.
Одним из воплощений этих идеальных устремлений человечества становится музыкальное звучание. В поэзии К. Бальмонта сформулировано творческое кредо человеческих поисков красоты тонкого, соответствующего формантам восторженной речи, звучания:
Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей, женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?...
Флейтовое искусство, намного столетий упредившее красоту струнно-смычковых звуковых откровений, всегда хранило и хранит накопления особых культурных навыков людей. Так, создание "тончайших" звучаний реализовывалось в пении в фальшь-регистре, неудобства которого в естестве речи и звукопроявлении в целом с лихвой искупались культурно-эстетической ценностью "парения в высоте" звуковых волн, возвышающихся над прозой жизненной суеты и необходимостью вещественного производства. Искусство игры на флейте, не менее чем лира, ставшая эмблемой музыкального искусства вообще, достойно своей специальной "музыкальной философии" - подобно "философии лиры" в учении Пифагора, закладывая элементы своей "философии флейты". Последнюю можно представить, согласно современным установкам искусствознания, феноменологическим путем, позволяющим открывать общие принципы художественного мышления в особенностях искусства флейтовой игры.
Актуальность избранной темы диссертационного исследования определяется ее вхождением в проблематику музыкального исполнительства, которая сегодня является перспективной тенденцией музыковедческих разработок, вплоть до закрепления в научном обиходе понятия "исполнительское музыкознание". В том числе, актуальность диссертации связана с продвижением теории и истории исполнительства на уровне научно-теоретического обобщения гуманитарного знания, что можно оценивать как принципиально новый этап по отношению к прикладной теории и истории исполнительства, традиционно обобщавшей методические накопления музыкантов-практиков.
Объектом исследования является музыка для флейты в разновидностях ее запечатления в нотных текстах, то есть в композиторском творчестве, и в непосредственном звучании, то есть в исполнительской интерпретации.
Предмет исследования - традиция игры на флейте, возникающая на основе творчества композиторов XVIII - XX столетий и определяющая мышление современных флейтистов.
Целью работы является обобщение данных о художественно-стилевых принципах флейтового искусства на основе композиторских опусов и их исполнительского воплощения, в том числе автором данного исследования и его воспитанниками, с охватом исторической сменяемости академического и внеакадемического принципов флейтового инструментализма.
Конкретные задачи исследования - следующие:
1) обобщение данных об этимологии флейтового искусства, исторических сведений о развитии флейты и связанного с ней рода творчества в контексте представлений о художественно-стилевых принципах музыкального мышления;
2) выявление фундаментальных принципов флейтовой игры на основе анализа произведений для флейты классического академического этапа, а именно XVIII - XIX веков;
3) определение новых принципов флейтового мышления в музыке ХХ столетия как соединяющих аспекты внеакадемической традиции с музыкальным академизмом инструментального искусства игры;
4) обобщение художественно-стилевых позиций флейтовой игры в свете артистических и педагогических наблюдений и в единстве установок академического и внеакадемического инструментализма;
5) обобщение артистического и педагогического опыта автора данной работы.
Методологической основой работы является интонационная концепция музыки, рассматривающая музыкально-специфические проявления в контексте речевой и культурно-созидательной деятельности в целом, как это обнаруживается в трудах С. Скребкова, В. Холоповой, Е. Назайкинского, а также в работах украинских исследователей - Е. Апацкого, Н. Давыдова, А. Сокола, К. Мюльберга, Е. Марковой, А. Самойленко, др. Теоретический аппарат исследования обусловлен единством в русле музыковедческого метода историко-культурологического, жанрово-стилевого и аналитического исполнительского подходов.
Материал исследования составляют сочинения авторов XVIII - XX столетий, в том числе И.С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, но также и те образцы флейтовой музыки, которые сравнительно недавно включены в репертуарный обиход музыкантов, хотя успели занять прочное место в концертных и учебных программах флейтистов. Это произведения Г. Телемана, Й. Доплера, а также флейтовые партии в произведениях для сцены П.Чайковского, не получавшие еще специальной оценки в музыковедческих трудах. Также обобщены наблюдения об исполнении композиций, созданных в первой и во второй половине ХХ века (А. Шенберг, Э. Варез, П. Булез, В. Губаренко и др.), в которых отразились существенные моменты соединения академической и внеакадемической установок ф