Ви є тут

Композиційно-просторові принципи формування ансамблів 30-50-их рр. ХХ ст. в історичних центрах міст Донбасу

Автор: 
Губанов Олексій Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U001999
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНСАМБЛЕЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ ГОРОДОВ ДОНБАССА В 30 - 50-Е ГГ. ХХ В.
2.1. Ансамбль в теории градостроительства 30 - 50-ых гг. ХХ в.
Понятие ансамбля для градостроительства и архитектуры 1930 - 1950-ых гг. имело особенно важное значение, прочно вошедшее в понятие архитектурной композиции, как её неотъемлемая и обязательная составляющая.
Всеобщее влияние на практику и теоретическую мысль изначально оказали прошлые ошибки, народно-хозяйственные задачи, коренной поворот на освоение архитектурного наследия, а также идеи генерального плана реконструкции Москвы 1935 г. Теория ансамбля этого периода широко освещалась многими теоретиками и практиками: А.В. Буниным, В.А. Лавровым, Л.А. Ильиным, И.В. Жолтовским, В.В. Бабуровым, Н.К Поляковым, Н.В. Барановым, Н.Я. Колли, М. Бархиным, В.А. Шквариковым, Н.П. Былинкиным и другими.
Осуществление идеологических и эстетических задач с помощью торжественных ансамблевых композиций нового строя за столь короткие сроки (20 лет) стало реальностью. Ансамбли наиболее полно, как считалось, могли отразить всю мощь и величие существовавшей идеологии. Поэтому, по римским традициям, в 1930-ые гг. "...архитектурный ансамбль впервые становится не исключением, а правилом..." [170, с. 30], распространявшимся на всю среду обитания рядового человека. Так как "...всё реальное пространство, в котором живёт и действует человек, становится основным содержанием архитектурного ансамбля" [170, с. 30].
Ансамбль, в общем понимании того времени, представлял всю окружающую среду, выстроенную в иерархическом порядке, от центра к периферии. Он должен был выглядеть не просто как "...сумма однородных или разнородных элементов, а некое органическое целое, в котором все части так подчинены этому целому, что их форма, размеры и взаимное расположение дают нам наглядное представление о той закономерности, которая определяет их отношение к целому и друг к другу" [107, с. 71]. При этом учитывалось значение каждого элемента, входящего в ансамбль, который сам по себе должен был обладать высоким художественным качеством. Во главу построения ансамбля в советской архитектуре ставилось чёткое композиционное взаимоотношение всех его элементов, строгое подчинение его составляющих общему социально-идеологическому содержанию и архитектурно-пространственному образу.
В условиях господства одной идеологии этого периода, ансамбль являлся и должен был стать художественным совершенством, идеалом всей проектной культуры: "...ансамбль - высшая форма архитектурной гармонии - может быть полноценно осуществлён в условиях городской застройки только тогда, когда эта застройка складывается не из отдельно задуманных и построенных домов, а из целостных комплексов, улиц, площадей, кварталов" [170, с. 30]. Архитектурный ансамбль всеми понимался, как конкретное градостроительное образование "...по времени своего проектирования и строительства...", так как многие архитекторы в 1930 - 1950-ые гг. считали что "...каждое время, каждая эпоха характеризуются своими идеями, своим уровнем строительной техники, своими требованиями к назначению и стилю сооружений" [159, с. 15]. Поэтому в этот период ансамбли городов рассматривались как законченные градостроительные объекты, которые в дальнейшем невозможно было дополнить.
В первую очередь большое внимание уделялось художественному решению и совершенству ансамбля центра, от которого в дальнейшем зависело правильное развитие всей структуры и ткани города от центра к периферии. Это ещё один из принципов формирования города как ансамбля.
Но всё же наиболее значительную роль на становление и развитие закономерностей построения архитектурных ансамблей оказывала школа и идейные взгляды И. Жолтовского. Он считал, что только при строгом соблюдении ряда основных законов или принципов строения архитектурной формы может быть логичное и правдивое решение поставленной задачи. Таких законов или принципов можно отметить несколько - это прежде всего "принцип единства" всех многообразных элементов, входящих в произведение или комплекс сооружений, принцип "тектонической правдивости" архитектурных форм, принцип "движения и органического роста", присущий подлинно "живым архитектурным организмам" и, наконец, принцип "неожиданности" развёртывания перед зрителем отдельных элементов архитектурного ансамбля [156].
Идея единства и архитектурной гармонии целого, как считал И. Жолтовский, может быть достигнута только при условии, что новый элемент застройки будет связан с целым и другими элементами этого целого и что эта связь будет выражена наглядно.
Жолтовский выдвигает тезис о главном (доминирующем) в композиции (в ансамбле) и второстепенном. Сколько бы элементов ни участвовало в композиции, во всяком подлинном ансамбле есть господствующее доминирующее начало, в котором воплощена "основная идея целого" и которая имеет статическую форму (характеристику). Остальные элементы ансамбля имеют динамическую форму и характеристику определённой направленности, зависящей от положения и характера доминанты [156].
Каждый элемент архитектурного ансамбля должен быть, в свою очередь, законченным произведением. Принцип "единства" поэтому важен и для отдельного сооружения. Все его части должны быть также приведены в согласованную систему архитектурных форм. Этому согласованию, кроме выявления главного и второстепенного, способствует и тектоническая правдивость этих форм. Это значит, что пластическая видимая форма в сооружении должна выражать смысл работы материала и конструкций в данном конкретном объекте, показывать, что и материал, и конструкции не только использованы рационально, но и что их пластическое выражение также подчинено целому или "идее целого" [156].
Ещё один важный принцип - это принцип движения и органического рос