Ви є тут

Ідейно-теоретична еволюція західноєвропейської соціал-демократії в контексті ліберальної трансформації західного суспільства

Автор: 
Голоперов Вадим Віталійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002009
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
2.1 От радикального марксизма к реформизму и ревизионизму
Родиной социал-демократии по праву считается Германия. Традиционно днём рождения германской социал-демократии считается 23 мая 1863 г. - день основания "Всеобщего германского рабочего союза" под председательством Ф. Лассаля. В предисловии к сборнику работ Ф. Лассаля Э. Бернштейн отметил, что главная заслуга Ф. Лассаля в том, что он объяснил рабочим необходимость иметь собственную общегерманскую массовую политическую организацию [74, с. 3].
Что же позволяет выделить партию Ф. Лассаля как первую социал-демократическую? Созданный Ф. Лассалем "Всеобщий германский рабочий союз" сильно отличался от предшествовавших ему организаций и союзов рабочих, носивших весьма аморфный характер. Ф. Лассаль выступил основным автором программы Союза. Первый параграф программы гласил, что цель союза - мирным и законным путём, привлекая на свою сторону общественное мнение, добиваться установления всеобщего, равного и прямого избирательного права как единственного средства, способного дать достаточное представительство социальных интересов германского рабочего сословия и действительно устранить классовые противоречия в обществе [75, с. 14]. Ф. Лассаль писал, что "Никогда нельзя делать революцию; можно дать лишь внешнее правовое признание и последовательное развитие революции, уже свершившейся в действительных отношениях общества. Хотеть сделать революцию - это только затеи глупых неразвитых людей, не имеющих никакого понятия о законах истории" [74, с. 141]. Партия Ф. Лассаля принимала, таким образом, либеральное государство с его основным достижением - функционированием по принципу парламентаризма, однако при этом считала, что сложившаяся модель парламентаризма нуждается в существенном реформировании. Эти реформы заключались в дальнейшей демократизации существующего государства в направлении постепенного расширения его социальной и экономической ответственности. Демократизация означала, прежде всего, введение всеобщего равного избирательного права. Только тогда рабочий класс и все трудящиеся получали возможность оказывать влияние на решения, принимаемые государством в отношении них. Дело в том, что в Германии, как и в большинстве стан Европы в то время функционировала цензовая избирательная система, предоставлявшая право голоса в зависимости от владения собственностью. Поэтому Ф. Лассаль в своей "Программе работников" резко критиковал цензовую избирательную систему, в особенности прусский трёхклассовый закон. По нему гражданин Пруссии получал тем больше голосов, чем больше платил прямых налогов. Одной из основных характеристик буржуазного общества, по Ф. Лассалю, является то, что всякого рода права ставятся в нём в зависимость от собственности. А рабочий класс стремится к уничтожению всех этих ограничений.
Действительно, политический либерализм родился в ХIХ вв. Его заслуга в деле утверждения демократической системы власти заключается в том, что именно он выдвинул и обосновал общенародные требования к европейским монархическим режимам. Это: конституционный парламентский строй, всеобщее избирательное право как инструмент власти народа, свобода слова, печати и совести. Создав буржуазный парламентский строй, политический либерализм счел свою задачу исчерпанной. Между тем рабочий вопрос породил рабочее движение и выдвинул на арену политической борьбы новую силу - социал-демократию. Последняя достаточно быстро убедилась, что буржуазная демократия не реагирует на нужды рабочего класса и поставила перед собой цель "демократизации демократии". Ф. Лассаль считал, что буржуазия предала идеалы германской революции 1848 г., и лишь "четвёртое сословие" продолжает нести знамя демократии. Под воздействием партии рабочих государство, которое в представлении классических либералов призвано играть роль "ночного сторожа", должно превратиться в социальное государство, выполняющее свою подлинную задачу - облегчать и распространять культурный прогресс человечества [95, с. 39].
Таким образом, впервые в истории европейского рабочего движения на политической арене появилась организация с четко выверенной программной установкой подхватить выпавшее из рук либеральной буржуазии знамя демократии, органично соединить борьбу за расширение политического участия масс в государственных делах с рабочим движением, которое выставило имманентный для себя социальный вопрос.
Развитие политической демократии и социальный прогресс отныне были взаимообусловлены. Фактически такой подход стал руководящей политической линией германской социал-демократии, ее критериальным отличием от политических сил слева и справа. Это и делает честь лассалевской партийной организации называться истоком социал-демократизма. В дальнейшем мы проследим эволюцию Лейбористской партии в Великобритании и увидим, что отмеченный нами критерий социал-демократической партии применим и здесь.
Так, еще в октябре 1848 г. на Демократическом конгрессе с участием председателя "Всеобщего германского рабочего братства" С. Борна и автора программы рабочего объединения "Союз справедливых" В. Вейтлинга, кстати, сторонников К. Маркса, было заявлено, что решение социальных вопросов возможно только в условиях демократической социальной республики. Однако это был эпизод, который в то время в силу зародышевого состояния рабочего движения не получил политического развития.
В августе 1869 г. в Айзенахе была основана Социал-демократическая рабочая партия. Решающая инициатива исходила от Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля, которые в последующие десятилетия стали выдающимися деятелями социал-демократии и, как никто другой, повлияли на становление её облика. Тем самым у лассалевского "Всеобщего германского рабочего союза" появился конкурент в его политической нише, что негативно сказывалось на рабочем движении в целом. В своей программе "айзенахцы" требовали "ликвидации классового господства и построения св