Вы здесь

Режиссура мультимедиа : Генезис, специфика, эстетические принципы

Автор: 
Дворко Нина Ивановна
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2004
Артикул:
274859
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................4
Глава 1. Техника и экранное творчество: эволюция взаимодействия 16
1.1. Аудиовизуальные революции: зарождение и развитие кино и телевидения....................................................17
1.2. Новые технологии в экранных искусствах........................35
1.3. Феномен интерактивных мультимедиа............................ 47
1.4. Виртуальная реальность — новый тип аудиовизуальной реальности.....................................................67
Глава 2. Эстетические особенности интерактивных мультимедиа 76
2.1. Образная природа интерактивных художественных сред............76
2.2. Пространственно-временная особенность природы мультимедиа....................................................99
2.3. Специфика восприятия интерактивных сред......................107
Глава 3. Режиссура мультимедиа как новый вид творческой
деятельносги .............................................125
3.1. Становление и утверждение режиссуры зрелищных искусств 127
3.2. Природа сценической и экранной режиссуры.....................140
3.3. Особенности режиссерского творчества при создании интерактивных мультимедийных произведений.....................162
3.4. Различные грани творческого сотрудничества режиссера и коллектива создателей мультимедиа.............................171
Глава 4. Интефация творческих и технологических факторов
в режиссуре мультимедиа..................................184
4.1. Режиссерский замысел как основа идейно-художественной
целостности мультимедийного произведения......................184
2
4.2. Художественно-выразительные средства режиссуры............. 192
4.3. Работа режиссера над созданием интерактивного мультимедийного проекта.................................... 220
4.4. Техническая палитра режиссере кого творчества...............234
Глава 5 Основы профессиональной подготовки режиссеров
мультимедиа...............................................246
5.1. Генезис профессионального образования режиссера мультимедиа..................................................246
5.2. Профессиональные качества режиссера мультимедиа.............255
5.3. Концепция профессиональной подготовки режиссера мультимедиа..................................................264
5.4.Анализ опыта профессиональной подготовки режиссерских
кадров для сферы интерактивных мультимедиа....................270
Заключение.......................................................288
Библиографический список используемой литературы.................303
3
Телевидение. Телевидение стремительно вошло в жизнь как средство массовой информации, просвещения и развлечения. С его пришествием связывают третью аудиовизуальную революцию.
Крупнейшие мастера кино еще на заре возникновения телевидения предвидели, что новое средство массовой информации «займет прочное место в области духовной культуры человечества». М. Ромм в программной статье «Поглядим на дорогу» утверждал, что «постепенно разовьются новые формы телефильма или телеспектакля с широким использованием эффекта общения, с развитым авторским комментарием, с введением непосредственного, прямого наблюдения жизни <...>. Кинематограф родился на пересечении литературы, театра, живописи, музыки. Телевидение рождается на том же перекрестке. Но, помимо этих родителей, оно впитывает опыт кинематографа, опыт радио и опыт газеты. Если мы называем кинематограф синтетическим искусством, то в еще большей степени это относится к телевидению. Вот уже поистине дитя всех областей культуры, и именно поэтому техническое развитие телевидения обгоняет его внутреннее развитие как искусства» [230, С. 145.].
За короткий промежуток времени своего существования телевидение претерпело весьма существенные преобразования, которые тесно связаны с достижениями в науке, технике и технологии, обусловленными современной научно-технической революцией.
Анализ истории становления и роста телевидения в России [См.: 106] позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием:
1. От начала века до 1930-х годов. От первых изобретений, открытий и опытов в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания.
2. С 1930-х по 1960-е годы. От выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 1960-е годы.
32
3. С конца 1960-х по 1990-е годы. Массовое вещание становится общесоюзным и многопрограммным.
4. С 1990-х годов. Появление коммерческих телекомпаний, зарубежных телепрограмм.
Технической особенностью телевидения как средства массовой коммуникации стало создание в электронном виде аудиовизуальной информации, предназначенной для индивидуального показа на «малом» экране большой зрительской аудитории.
Телевизионный экран избежал дискуссий о целесообразности использования звука, так как «немым» никогда не был. Телевидение во многом восприняло формы своей деятельности от радиовещания. Оба эти канала информации обладают многими сходными качествами: оперативностью, превосходящей оперативность газеты, особой документальностью, достоверностью информации, способностью донести ее до миллионной аудитории.
С появлением телевидения и видеозаписи благодаря электронным способам фиксации и обработки информации экранные искусства обогатили свои возможности, до этого их офаничивало применение кинопленочного носителя.
Формирование на студиях телевидения комплексов для собственного производства с использованием новых студийных телевизионных технических средств привели к появлению разных телевизионных жанров - от бесед и выступлений в студии и телерепоргажей, снятых на натуре, до прямой трансляции наиболее важных событий, происходящих в стране и в мире. На базе телевидения складывается феномен телевизионного искусства: создание экранных произведений - телеспектаклей, телефильмов, ток-шоу, риэлти-шоу, телеиф, клипов и т.п.
Телевидение синтезировало ряд важных свойств и качеств театра, кино, радиовещания, обретя в процессе становления и развития собственные, специфические средства художественной выразительности. Основная
33