Ви є тут

Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия

Автор: 
Чукреева Наталья Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
172098
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3
Глава 1. Влияние экранного изображения на современную ментальность.............................................. 18
1. Развитие визуального мышления под влиянием кино........ 18
2. Эволюция изображения....................................35
3. Кинематографическое мышление в творчестве современного художника..................................................54
Глава II. Влияние фильмов на видение и понимание мира..................................................... 70
1. Восприятие экранного изображения при различном
уровне развития мировоззрения '........................... 70
2. Необычное экранное изображение..........................80
3. Принципы представления реальности на экране.............93
4. Обращение к внутреннему миру зрителя.................. 109
Заключение................................................160
Библиографические ссылки.................................. 164
Библиография............................................. 169
Фильмография..............................................172
Иллюстрации...............................................178
3
ВВЕДЕНИЕ
В XX веке фотография, кинематограф, телевидение, видео проникли буквально во все сферы человеческой деятельности - в науку, искусство, политику, образование, производственный процесс, в повседневную жизнь и досуг конкретного человека. Созерцание экранных изображений способствует эволюции восприятия, поэтому и с научной, и с практической точки зрения исследование этого явления вызывает большой интерес. Широкое распространение экранных изображений привело к развитию нового «фотографического» видения, постепенно ставшего привычным, что привело к изменению форм памяти, ритма жизни, характера творчества, выбора жизненного проекта и самого отношения к жизни.
Актуальность данной диссертации связана не только с тем, что роль экранного изображения в формировании мировосприятия является определяющей сегодня, но и с тем, что его новые формы, связанные с распространением видео, будут играть важную роль в формировании картины мира в будущем, ибо видеокультура также создает новые установки но отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам, увеличивает возможности самоопределения индивида.
Тема исследования предполагает изучение специфики экранного изображения, его эволюции и его влияния на специфику современного неэкранного изображения, создаваемого художником. Появление экранного изображения способствовало интеграции в современном художественном видении всех предшествующих способов создания изображения, а именно: «визуального» изображения (к которому можно отнести архаические «плоскостные» изображения, «скульптурные» изображения времен Античности, средневековые изображения, создаваемые по законам образ ной перспективы) и «художественного» изо-
18
ГЛАВА I
Влияние экранного изображения на современную ментальность
В этой главе говорится о развитии визуального мышления пол влиянием кино и фотографии; рассматриваются этапы эволюции изображения, выявляются причины и цели его создания, отмечаются возможности использования прежних приемов создания изображений при работе с экранным изображением; рассматривается проявление фотографического видения и кинематографического мышления в творчестве современных художников.
/. Развитие визуального мышления под влиянием кино
Ментальность современной эпохи сформировалась во многом под влиянием экранных изображений, вызвавших развитие визуального мышления. В. Зинченко определяет визуальное мышление как форму деятельности, «содержанием которой является оперирование и мани-
17
пулирование зрительными образами» ;. Оно вводит их в столкновение, конфликты, порождает новые образы, мысли и смыслы. Одним из первых примеров описания визуального мышления является теория монтажа С. Эйзенштейна: он исходил из того, что столкновение, конфликт, а не просто сцепление, связь двух образов - кадров рождает новую мысль, ни в одном из них изначально не присутствующую.
Основы визуального мышления, по словам Зинченко, закладываются в дошкольном возрасте. А если мы посмотрим на этот процесс с точки зрения развития визуального восприятия в контексте общей истории людей, то современному «дошкольному возрасту» будет соответствовать видение человека с так называемой «примитивной» мен-
19
тальностью, человека с мифологическим восприятием мира, живущего на грани реальности и игры.
Развитие визуального мышления у человека с современной ментальностью пробуждает его интерес к видению мира у людей с «мифологическим» сознанием и у человека времен классической Древности с его подчеркнутой «жизненностью», «фотографичностью», к непосредственному наблюдению жизни, т.е. к спонтанному, интуитивному восприятию. Однако при большой значимости живых визуальных впечатлений у людей с «примитивной» и современной ментальностью их видение все же во многом различно, и в ряде аспектов это различие можно признать радикальным. Человек с современной ментальностью воспринимает жизненные явления расчлененно, как поток впечатлений, легко пользуется абстракциями; визу&пьный образ объекта складывается из ряда отдельных деталей разного ракурса и крупности. Он ценит любое мимолегное мгновение во всей конкретике и склонен двигаться к смыслу увиденного через уникальные фрагменты объекта. А видение древних предполагает движение к смыслу через обобщенное представление об объекте, сформировавшееся путем запоминания и суммирования фотографически увиденных его наиболее характерных видов. Визуальное восприятие древних целостное, при этом отсутст-вует способность абстрагировать деталь от целого образа, адекватно воспринимать знакомый объект в сильно измененном масштабе.
Примером исследования этой темы на кинематографическом материале может служить документальный фильм В. Херцога «Летающие врачи Восточной Африки», в котором рассказывается о работе группы врачей, составляющей часть большого общества по медицинской помощи и просвещению местного населения, живущего вдали от цивилизации. Главная проблема в их работе связанна с коммуникацией, и