ГЛАВА 2
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТА ЗАТВЕРДЕВАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
2.1.Выбор и обоснование методов исследований и постановка задачи синтеза транспорта затвердевающих жидкостей
2.1.1.Основы выбора метода исследования
Разработка общей методики и конкретных методов синтеза процессов и объектов в материальных потоках транспорта затвердевающих жидкостей осуществляется нами на основе сложившихся результатов исследований.
Результаты исследований представлены в виде:
-реализации прогрессивных технологий по производству, перевозке, хранению и использованию затвердевающих жидкостей [20];
-накопленного опыта создания [1, 13, 21], эксплуатации [59-67], обслуживания [62] и ремонта технических средств транспорта затвердевающих жидкостей [62 - 66].
Однако, исходный научный материал по транспорту затвердевающих жидкостей (до настоящих исследований) был сформирован в направлении решения частных задач отдельно у производителя [22, 105, 106], перевозчика [107-109] и потребителя затвердевающей жидкости [110, 111].
При этом должным образом не учитывались транспортно-технологические функции производителей и потребителей затвердевающих жидкостей [62-66].
Система транспорта затвердевающих жидкостей, как и все транспортные системы, обладает тремя основными аспектами: структурностью, функциональностью и эффективностью [112].
Структурность представляет собой определенное множество процессов и объектов, находящихся в определенных связях друг с другом. Связи определяются показателями объектов. Показатели принадлежат различным областям знаний (климатологии, теплотехнике, химии, энергетике, экологии, транспорту) и порой не совместимы друг с другом.
Функциональность заключается в выполнении задач по транспортировке затвердевающих жидкостей.
Эффективность определяется минимизацией затрат на создание структуры и затрат на выполнение функционального назначения системы.
Во главу исследований в настоящей работе нами положен синтез. "Синтез - метод научного исследования какого либо предмета, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи составляющих его частей" [113]. Синтез связан в процессе научного познания с декомпозицией предмета на отдельные его составляющие, их анализом, исследованием, обобщением и сведением в единое целое [113, 114]. Исследование производится при комплексном использовании синтеза с учетом процессности транспорта затвердевающих жидкостей.
Суть комплексного использования синтеза заключается в том, что исследованиям подвергаются транспортные процессы начиная от макроуровневых (например, межотраслевых) интересов и доходя до параметров и свойств микроуровневых объектов и процессов.
Процессную основу транспорта затвердевающих жидкостей составляет технология выполнения в пространстве и во времени операций, обеспечивающих эффективную транспортировку жидкостей, с сохранением их качества и количества, поддержание требуемого агрегатного и температурного состояния жидкости, а также функциональных свойств транспортных средств во всем транспортно - технологическом цикле.
Такой методологический подход к структурированию и исследованию системы ТЗЖ, на основе происходящих в ней процессов и участвующих в них объектов, назван нами "процессным синтезом" [115 - 119].
Для реализации в исследованиях комплексного подхода к синтезу транспорта затвердевающих жидкостей разработана блок схема алгоритма процессного синтеза (Рис. Б.3, Приложение Б).
За теоретическую основу декомпозиции системы транспорта затвердевающих жидкостей принимаем принципы диакоптики (расчленение как систематический метод) [120].
Диакоптика является теорией, объединяющей два источника информации: уравнения или матрицы описывающие систему и графы (графотопологический портрет системы), связанные с данной системой [120]. Графотопологический портрет системы транспорта затвердевающих жидкостей (рис.1.1), является новым источником информации, ускоряющим составление и решение уравнений.
Используя принципы диакоптики (составление графотопологического портрета системы и декомпозиции его на части - потоки) и методы логистики (комплексный процессный подход к материальным потокам) предлагается новая концепция исследований и эффективного развития системы транспорта.
Сущность концепции заключается в представлении и исследовании транспорта затвердевающих жидкостей на принципах декомпозиции его на отдельные, взаимодействующие между собой процессы, смоделированные в виде потоков: материального (системообразующего), техногенного, энергетического, информационного, инновационного, эконометрического и других, с разбиением последних на блоки (производство, транспорт, потребление ЗЖ) и на модуль-потоки (погрузка, перевозка, выгрузка и др.), со структуризацией их объектов и процессов, с исследованием функций каждого, установлением их параметров и последующим синтезом потоков в единую управляемую процессную систему транспорта затвердевающих жидкостей, где все субъекты управления действуют компромиссно на основе экономической заинтересованности, с акцентированием внимания на защиту окружающей среды и энергоресурсосбережение.
2.1.2. Разработка алгоритма постановки и решения общей задачи оценки функционирования транспорта затвердевающих жидкостей
Для постановки и формулирования решаемой задачи эффективного функционирования транспорта затвердевающих жидкостей, а также разработки метода ее достижения предлагается алгоритм, предполагающий применение научного аппарата при исследовании операций [121].
Условия, в которых появилась задача.
1.1. Существует затвердевающая жидкость (Жз), которую необходимо транспортировать (Тж) между её производителем (Пр) и потребителем (Пт), с наименьшими экономическими затратами (Пэi), при сохранении: требуемой её температуры (), соответствующего агрегатного состояния (Ажi), а также ее качества и количества. При транспортировке жидкость явл