2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ............................................. 20
1. Сущность и содержание государственного регулирования........ 20
2. Особенности социально-политических парадигм российского
общества....................................................... 40
3. Политические элиты в регулировании политических отношений 52
4. Государственное регулирование: зарубежный опыт.............. 63
ГЛАВА ВТОРАЯ. МОНАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ 82
1. Государственное регулирование модернизацией общества........ 82
2. Социальные общности накануне кризиса........................ 98
3. Смена парадигмы монархической России........................... 110
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1917 г............................. 126
1. Влияние политических партий.................................... 126
2. Трансформация властных структур................................ 136
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СОВЕТСКАЯ ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ............................................ 153
1. Административно-политический контроль как форма регулирования общественных отношений............................................ 153
2. Государственно-монополистическая система регулирования в
советском обществе................................................ 166
3. Противоречия парадигмы государственно-монополистической
советской России.................................................. 184
ГЛАВА ПЯТАЯ. РЕФОРМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ..........................> 200
1. Характер противоречий реформируемой России.................. 200
2. Социологический анализ государственного регулирования....... 216
3. Новый курс государственного регулирования в России.......... 227
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 244
ТАБЛИЦИ........................................................ 266
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................. 278
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................... 294
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная ситуация в российском обществе, характеризуется падением материального производства, социальной апатией, обострением противоречий в политической сфере, спадом общего уровня культуры и многими другими низкими общественными показателями, свидетельствующими об острой необходимости повышения организующей роли государственных институтов в регулировании социально-политических отношений, выявлению преемственности такого регулирования между прошлым и настоящим.
Регулированию принадлежит главное место в политической и социальной активности государства. И обусловлено это тем, что нет в обществе более трудной и ответственной проблемы, чем направление, организация и регулирование взаимодействия миллионов людей по самым разнообразным вопросам их жизнедеятельности. Государство и общество тесно взаимосвязаны, поэтому, когда речь идет о государстве как ведущем субъекте регулирования общественных процессов, в виду имеются не все проявления, свойства и аспекты государства, а только те из них, которые связаны с формированием и реализацией регулирующих воздействий.
Обобщающие итоги в реформировании царской России актуализировали проблему государственного регулирования трансформацией российского общества. В завершающий период монархической системы властвования политические отношения разваливались, не поддаваясь никакому регулированию. Совершенствовать российское общество, «принципиально» ничего не меняя в системе государственной власти, становилось анахронизмом, что и послужило в значительной степени краху монархической России.
В годы социалистического строительства было создано общество, основу которого составляло господство государственной монополии во всех ведущих сферах жизни. Государственное регулирование политических отношений в обществе также носило отпечаток монополии, и в этом одна из коренных причин смены советской формы государственности. Исторический опыт свидетельствует, что результаты преобразования общества в значительной мере зависят от
36
В процессе государственного регулирования, конечно же, ставится задача обнаружить и учесть объективно данные политические интересы субъектов, т. е. то, что объективно значимо и выгодно для их политического самоутверждения в той или иной ситуации. Также важно выяснить, насколько глубоко сами субъекты политических отношений осознают свои объективные политические интересы и, следовательно, насколько их субъективная (по форме) политическая заинтересованность, которой они сознательно руководствуются в своей политической деятельности, соответствует их объективно данным политическим интересам.
Следовательно, регулирование политических отношений - это, по сути дела, постоянно действующий механизм гармонизации социальных интересов, где этатистское участие обусловливается объективным различием потребностей включенных субъектов, каждый из которых стремится реализовать свою политическую практику, и необходимостью их уравновешивания для поддержания оптимального общественного порядка.
В системе государственного регулирования центральное место занимают субъекты регулирования государственной службы и органов самоуправления. В России до последнего времени особое внимание придавалось государственной (советской) службе, которая находилась в тени партийной службы. Она представляла собой традиционный правовой институт, обслуживающий государство. Такой институт не справлялся с нарастающим динамизмом общественной жизни, поскольку опирался на установленный сверху порядок. Его отраслевая, многоступенчатая структура не давала возможности оперативно откликаться на сигналы социальной среды в силу того, что регулирующие решения должны были подойти все служебные инстанции для директивного одобрения.
Укрепление гражданского общества в нашей стране требует возрастания социальной ориентации государства, совершенствования стиля, структуры и содержания деятельности органоз местного самоуправления. Самоуправление как способ, основанный на совместном решении людьми их общих дел, присущ человеческому обществу с первобытно-общинного строя. Оно вытекает из такого атрибутивного свойства общественной жизни, как регулируемость. С появлением и укреплением государства самоуправленческие начала резко сокращаются, де-
37
формируются, выступая лишь частным моментом в социально-политической жизнедеятельности общества. Однако идея самоуправления не исчезает, а продолжает жить, овладевая умами людей разных сословий и идеологической ориентации.
Самоуправление предполагает такое участие граждан в регулировании отношений в обществе, которое определяет их решающее влияние на состояние, ход государственных дел в регионе, коллективе, фирме, Отличие самоуправления от демократии состоит в том, что граждане не только «принимают участие», а сами решают государственные вопросы не только через государство, но и посредством общественных организаций и их органов и сами исполняют принятые решения. Развитие самоуправления не должно сводиться к передаче государственных функций общественным органом, а должно осуществляться сочетание государственного (профессионального) регулирования и общественного самоуправления с постепенным снижением уровня государственности, утратой государственным аппаратом монополии на принятие всех решений. В то же время самоуправление - это и средство активизации политической системы, демократических институтов, отдельных граждан, средство борьбы с технократизмом, бюрократизмом и формализмом в работе государственных органов.
Характерной чертой самоуправленческих отношений являются то, что они как бы синтезируют субъектно-объектные отношения в одном лице, выполняющем функции и регулирующего, и регулируемого. С одной стороны, он - подчиненный, исполнитель решения с другой - полноправный субъект, вырабатывающий решение и контролирующий его выполнение. В этом случае основательно сглаживаются отношения субординации и на первый план выступают отношения координации, взаимодействия полноправных граждан системы и альтернативно-конкурирующие отношения в реализации регулирующего цикла.
Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися системами при соблюдении законов и других нормативных актов, легитимно принятых государственными органами. Само-управленческие начала не могут и не должны поглощать государство как институт регулирования. В обозримой перспективе, и это особенно относится к нашей
- Київ+380960830922