Ви є тут

Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов

Автор: 
Германов Игорь Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262418
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
Глава 1. Региональная система образования как социологическая категория. 18
1.1 Система образования: понятие и структура...................18
1.2 Регион в системе категорий социологии......................37
1.3 Система образования в развитии региона.....................54
Глава 2. Реализация региональных социальных интересов: анализ
функционирования образовательной системы....................73
2.1 Реализация социально-экономических интересов региона в системе образования.............................................73
2.2 Региональная система образования и удовлетворение социальных потребностей членов региональной социально-территориальной общности................................................90
2.3 Социальные проблемы реализации внутренних потребностей региональной образовательной системы...................110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................121
Библиографический список................................................128
Приложения..........................................................144
>■
ВВЕДЕНИЕ
Образование является специфической сферой общественной жизни, важнейшей предпосылкой решения основных задач общества, государства, необходимым условием общественного воспроизводства и развития. Формирование, функционирование и развитие образования - объективный, закономерный процесс, обусловленный всей системой общественных отношений, материальными и духовными потребностями и интересами общества. В социологии утвердилось представление о тесной взаимосвязи образования со всеми сферами общественной жизни и его зависимости от социальной среды и общественных институтов. Еще Э. Дюркгейм писал, что когда изучаешь с исторической точки зрения способ, с помощью которого сформировались и развились системы образования, то замечаешь, что они зависят от религии, политической организации, степени развития наук, состояния промышленности и т.д.1 Подобной точки зрения придерживаются и ряд других авторов 2. Экономические, политические и социальные институты выступают регулятором сферы образования, диктуют основные цели и принципы функционирования этого социального института, оказывают влияние на его внутреннюю структуру. Они формируют своеобразный социальный заказ, который образование призвано удовлетворять.
Современное состояние российского образования подтверждает зависимость структуры и функционирования этого социального института от условий социальной среды. Кризисные процессы, в российском обществе, коснулись практически всех сфер общественной жизни, оказали и продолжают оказывать деструктивное влияние на функционирование основных социальных институтов.
1 См.: Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. B.C. Собкина, В.Я. Нечаева, Пер. с фр. Т.Г. Астаховой; Рос. акад. образования, Центр социологии образования. М.: ИНТОР, 1996. С. 14.
2 См., например: Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. С. 117.; Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1983. С.19.; Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. С. 29.; и др.
В работе использованы данные официальной статистики, характеризующие развитие образования в России и Пермской области, проблемы занятости выпускников учебных заведений профессионального образования.
Научная новизна диссертационного исследования может быть выражена в следующих положениях:
• диссертантом выделены и проанализированы региональные социальные интересы в сфере образования, сущность которых определяется исходя из роли, которую играет этот социальный институт в воспроизводстве региональной социальной общности;
• предложены и обоснованы подходы к изучению конкретного содержания региональных интересов в сфере образования;
• разработаны концептуальные подходы к выделению критериев социальной эффективности функционирования региональной системы образования;
• осуществлен анализ функционирования региональной системы образования с позиций соответствия региональным социальным интересам.
Практическая значимость работы. Теоретические и методологические подходы, предложенные в исследовании, могут быть использованы при разработке мероприятий региональной социальной политики в сфере образования; для социальной оценки деятельности как отдельных учреждений образования, так и территориальных образовательных систем. Обоснованные автором выводы и положения могут найти применение в дальнейших научных исследованиях по проблемам образования, per ионалистики, в учебных курсах и спецкурсах по социологии образования и социологии регионов.
17
Структура представленной на защиту диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.