ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. Архетипы и их ареалы. 20
1-1. Общая характеристика: жнивный напев основного типа и напевы-снутники —
I-1, § 1. Отправные данные 21
1-1, § 1а. О зажинковых песнях и напевах-спутниках 23
1-1, §2. О ладовом наклонении 32
1-1, §3. О композиции стиха и напева 35
1-1, §4. О ритмике стиха и напева 43
1-2. Мелострока. 49
1-2, § 1. Тектоника строки -
1-2, §2. Функции сегментов: о синтаксических позициях попевок 52 1-2, §3. О структурной корреляции: каданс и интонационная волна 55 1-2, §4. Интонационная волна и “сила суггестии”
(к вопросу о семантическом ‘наклонении’) 59
1-2, §5. Сужение поиска инварианта структуры:
кадаисовый инвариант 63
1-2, §6. Архетип и природа распева 69
1-2, §7. Три формулы - три музыкальные семы 71
1-2, §8. О каталогизации зачинов 74
I-2, §9. Зачин и каданс как языковые единицы
(проблема диалектных уровней напева) 83
ГЛАВА II. Формы и формообразование.
II-1. О принципах систематизации форм 88
Н-2. Напевы-монолексемы: типы форм и их ареалы 91
И-З. Напевы-монолексемы: ранние инновации, начала синтагматики. 92
Н-З, § 1. Монолексемы 2-строчные -
И-З, §2. Однострочные с эхообразными попевками.
Эффект циклизации 95
И-З, §3. Однострочные биструктурные напевы 96
И-З, §4. Вторичные инновации: полесская микротрёхчастность 97 Н-З, §5. Мононапсвы зеркально-симметричной формы 98
И-З, §6. Напевы с полуторастиховой основой 103
П-4. Мелодические полилексемы
Н-4, §1. Мелодические полилексемы как арсологический объект 106 И-4, §2.0 локализации напевов-билексем 108
Н-4, §2а. О лексике напевов с полуторастиховой основой 111
Н-4, §3. Пришлая формула и культурный слой автохтонов:
мелоди ко-стилевые атгракции 112
И-4, §4. Напевы-билексемы в трёхстрочной версии 116
11-4, §4а. Трёхстрочные билексемы с цепным кадансированием 119
Н-4, §5. Напевы-билсксемы: парадигматика и тенденции развития 122 Н-4, §6. О переменности формы 124
II-4, §7. Напсвы-трилексемы (к вопросу
о “сквозной драматургии” в песенном фольклоре) 130
Н-4, §8. О двух традициях напевов вопросо-ответного типа 133
И-4, §9. Напевы переходных зон. Проблема центра и периферии. 138
ГЛАВА III. Диахронические аспекты изучения жнивного напева
III-1. К постановке пробемы 147
П1-2. От просодии к монодии 152
Ш-З. Возрастные признаки жнивного напева.
Опыт исторической таксономизации форм 156
Ш-З, §1. Морфология мелостроки: диахронные показатели -
Ш-З, §2. Лексико-возрастные признаки напева 170
Ш-З, §3. Лексика напева и сопутствующие стадиальные признаки: фактура, мотив-интонсма 175
Ш-З, §4. Композиционно-синтаксические
возрастные признаки напева 179
Ш-З, §5. Жнивный напев в межцикловых связях:
весна, лето, осень, свадьба 186
Ш-З, §6. О вариантности подходов
в диахронном анализе напева 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193
БИБЛИОГРАФИЯ 200
ПРИЛОЖЕНИЕ 210
25
В районах днепро-двинского междуречья (пограничье Могнлёвшины и Витебщины) сохранилась память о вечерних обходах жита в канун первого дня жатвы41. Обряд сопровождался песнями определённой ритмослоговой структуры (см. ниже, в обзоре ‘напевов-спутников’ тип В обзоре напевов-спутников обозначим:
1) их обрядово-бытовую функцию (сведения по мифологии обрядов достаточно полно освещены в литературе - см. сноски);
2) привести слогоритмические показатели типовых напевов весенне-летнеосеннего периода, по времени и/или по функции соприкасающихся с основным жнивным напевом, отмеченные структуры-спутники приводятся далее в особых разделах работы, в контексте общестилсвых. межжанровых характеристик песенных традиций.
1. Породные песни звучали во время затанцовывания дожинальной „бороды" (несжатых житних колосьев, оставляемых в поле „для духов" - нивы, поля, предков и др.)42. В основе песен 7-сложннк 4+3: .л 1 с
формульными текстами Чыя гэта барада?\ Стаіць козёл па мяжо (-на гарэ> или на гары). Строфа складывается из двух или трёх стихов - т. АБ, ААБ Многие ‘бородные’ поются с рефреном, чаще всего завершающим строфу (Нот. пр. 92 и 92‘‘). В некоторых бородных напевах сохранилась олиготоника с секундовой переменностью опор, в малотерцовом амбитусе. Таким песням свойствен особый уірюмо-заклинательньїй колорит (Нот. пр. 99).
2. Веночные ыавильные песни звучат во время шествия с поля с дожинальным венком и Богиней - так называют девушку (выбирают самую красивую), на которую возлагают дожинальный житний венок с вплетёнными полевыми цветами ъ. С венком идут к дому хозяина (гаспадара, в прошлом пана), славя его:
" Этнографически это перекликается с обходами житних всходов на Юрье (традиция разных юн Беларуси) и смыкается с обходами поля в купальскую ночь (изгнание ведьмы из жита незадолго до начала жатвы).
Ми<}юлогнческис объяснения ‘бороды' см в указанных работах А. Лиса. О.Терновской. З.Можейко, О. Пашиной
‘ „Богиней" обозначают и весь обрядоный комплекс, включая венок, девушку и шествие с пссней-..венком”.
26
|\ |\ IV И I I
• • ♦ • • «о
А мы свай-му па - ну У- мы - ш - л1 ела - ву,
Сла-ву вя - Л1 - кэ - ю!
Нот. пр. 100.
С теми же напевами пою гея т ексты: А чыё ж 6а поля шшнепа стоя?, Вк)щь, (адзгиь сочка, што край недаяёчка и др. Слогоритмическую основу составляет 6-сложник с вытянутыми двумя последними слотонотами. Песни этого типа бытуют в Поозерье, в основном - в восточной его части, в междуречье Двины и Днепра. Здесь же обнаруживается более широкая - т о л о ч пая функция напевов данной структурной основы. Например, есть песни с местной ремаркой ‘пя гроуская талака’, которые пели „як гиа/ аазгп”. Известны примеры этого типа и по другим подциклам песен ‘весны’ и ‘лета’“.
Бородные’ и 6-сложные ‘веночные’45, возможно, генетически родственны. К Квитка считает 6-сложники показанного типа производными от 7-сложников 4+3, плясовой элемент которых (.}) сглажен, выровнен.
3. Райковые, или спорышовые песни также исполняются во время шествия с венком. Судя но текстовому зачину, эго гимн древнему божеству, духу спо/юго (букв, даошюго). богатого хлебного урожая - Раю46 = Спорышу47. Зачины песен - Дшоу Раёк дарогаю”, Дшоу Спарыш дарогаю”, „1шоу бог дарогаю” Райковые песни, в основном, локализованы в центральном и западном Поозер|>е, на белорусско-литовском иограничье. Стиховая основа 8-сложная, однако реальный стиховой ряд - 4+(4+4), с текстом а | аб. Особенность слогоритма состоит в отделении цезурой начального полустиха, с последующей его иереритмизацией;
1^1 |\ I . !\ I' 1\ |\ I |\ I |\ I и
• • • • О !•••• |* • • »(| ||
I - шоу Ра - ёк, Кшоу Ра-ёк да - ро - га - ю.
Да - ро - га - ю, да-ро-га-ю шы - ро - ка - ю.
Нот. пр. 96, 96а
Их изучение - функционально-бытовое, текстовое, музыкально-сттнстическое - может быть задачей отдельного исследования.
Дожинально.\гу венку посвящены и песни основного типа - с 8-сложной основой: их формульный текст - ..Да кашуся { вянок з поля".
11 Семантика этого символа в витебско-псковских дожинковых двояка: зд Рой летаем Кроме этого, сюжетная схема обшая для райковых несен - зазывание в дом на угощение (141. с.80).
В смоленско-псковском календаре - „спорыня" (141. сс 74. 81), „спарина" (83, с.24)..
- Київ+380960830922