Ви є тут

Социально-экономический анализ государственного регулирования российского фондового рынка

Автор: 
Константинова Галина Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271540
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Социально-экономический анализ государственного регулирования российского фондового рынка
Введение.....................................................................3
Глава 1. Организационная структура системы государственного
регулирования фондового рынка....................................9
1.1 Объективная необходимость государственного регулирования
экономики и рынка ценных бумаг.........................................10
1.2 Субъекты и объекты государственного регулирования
фондового рынка........................................................20
1.3 Государственное регулирование и саморегулирование
фондового рынка........................................................27
Глава 2. Функционирование системы государственного
регулирования рынка ценных бумаг................................38
2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг в
экономически развитых странах Запада...................................38
2.2 Методы государственного регулирования фондового рынка
и их соотношение.......................................................58
2.3 Социальная направленность государственного регулирования...............91
Глава 3. Перспективы развития национальной модели
государственного регулирования рынка ценных бумаг..............107
3.1 Влияние социально-экономической глобализации
на систему регулирования фондового рынка.............................107
3.2 Национальная модель регулирования:
концептуальный подход................................................125
3.3 Региональное регулирование фондового рынка.............................147
Заключение.................................................................155
Библиография...............................................................157
2
Введение
Российский рынок ценных бумаг находится в начальной стадии своего формирования. Государство как субъект хозяйствования влияет на становление национального фондового рынка посредством методов регулирования. На сегодняшний день методы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг носят, в основном, административный характер. В то же время, полноценное формирование и дальнейшее развитие фондового рынка не возможно без расширения экономических методов воздействия, позволяющих государству посредством его экономической политики направлять и стимулировать деятельность участников рынка, в меньшей степени используя директивные методы. Превалирование административных методов над экономическими свидетельствует о слабости и неразвитости системы государственного регулирования экономики, включая рынок ценных бумаг.
Основная экономическая задача рынка ценных бумаг -привлечение инвестиций в экономику - слабо осознается как представителями органов государственной власти, так и хозяйствующими субъектами и населением в целом.
В современной России отчетливо обозначилась острейшая проблема привлечения инвестиций в экономику. Главным средством решения данного вопроса, на наш взгляд, может стать регулируемый государством фондовый рынок.
Во всем индустриально развитом мире рынок ценных бумаг является решающим внутренним источником мобилизации финансовых средств для последующего инвестирования национальных экономик.
В диссертационной работе проведен социально-экономический анализ государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.
Фондовый рынок имеет огромное значение в экономической системе общества как основной источник привлечения инвестиций.
3
индустриального обществабыла блестяще продемонстрирована в период время преодоления мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. В 30-е гг. ХХ-го ст.этим кризисом были охвачены все страны индустриального мира. Массовая безработица. Производство промышленной продукции было отброшено на несколько десятилетий назад. В 1932 г. в США оно оказалось ниже докризисного уровня на 46 %, в Германии - на 47 %, во Франции - на 31 %, в Англии - на 16,5%. Опустели рудники, потухли домны, бездействовали заводы и фабрики. Кризис в промышленности слился с аграрным кризисом. Тысячи банков, промышленных и торговых компаний обанкротились. Но крупные корпорации, поглотившие множество мелких и средних фирм, удержались благодаря помощи государства.
Государственное вмешательство в экономику, программы “Нового Курса" Франклина Рузвельта позволили вывести экономику США из Великой Депрессии. США в 30-е годы сделали безвозвратный поворот от эпохи свободной рыночной конкуренции, “свободного предпринимательства” к действительно смешанной экономике, сознательно регулируемой государством.
Благодаря активному вмешательству государства в экономику успешно вышли из мирового экономического кризиса Германия, Франция, Англия и др.
После Второй Мировой войны восстала из руин и пепла Япония. И вскоре весь мир заговорил о ее “экономическом чуде”. Правящие круги Японии своевременно осознали, что эти задачи не могли быть успешно осуществлены, если все предоставить стихии рынка, без целенаправленного воздействия государства. “Японцам удалось найти удачное эффективное сочетание организующей роли
государственного регулирования с преимуществом рыночной экономики. На различных этапах послевоенного развития Японии соотношение этих двух компонентов было разным. Но именно их сочетание в пропорции, соответствующей каждому конкретному
15
периоду развития, позволило проводить наиболее оптимальную эффективную экономическую политику”.
В 60-е годы США взяли курс на ускорение экономического роста с помощью рычагов государственного регулирования. Государственная собственность США, например, в 1968г. оценивалась почти в 590 млрд.долл., что составляло 23% национального богатства страны. Во Франции, ФРГ, Англии государственные предприятия обеспечивали в тот период времени 15-20% промышленного производства. В те же годы их государственная собственность в энергетике и транспорте составляла примерно 100%. Смешанная экономика, регулируемая государством, набирала силу. Правительства этих стран, не вмешиваясь "во внутренние дела” предприятий, активно регулировали экономику на макроуровне.
В 80-е годы республиканская администрация Рональда Рейгана в США стала на путь ограничения государственного вмешательства в экономку. "Рейганомика” обеспечивала благоприятные условия для частной инициативы.
Во времена “эры Тэтчер” была проведена значительная денационализация предприятий государственного сектора Англии. Более 2/3 предприятий этого сектора перешло в частные руки (индивидуальных и коллективных предпринимателей).
В октябре 1982г. Г. Коль выдвинул программу дерегулирования экономики с тем, чтобы освободить ее “от ненужной опеки и бюрократизма” со стороны государства. Предусматривалась и приватизация государственных предприятий (1).
Однако временные “отливы” государственного регулирования экономики в пользу “свободного предпринимательства” не отменяют объективной общемировой тенденции к усилению вмешательства государства в экономическую сферу.
1 - См.: Кирюхов П.Э. Социально-экономический анализ деятельности фондового рынка, М. 2000.
16