Ви є тут

Музыка в системе карнавальной культуры : На примере западноевропейской традиции

Автор: 
Шаймухаметова Елена Раисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272123
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение......................................................3
Глава I. Карнавал как явление культуры и основные подходы к его изучению
§ 1. К определению сущности карнавала...........................13
§ 2.Исторические формы существования, структура и функции
карнавального действа...........................................32
§ 3.Символика антитезы «дурацкой культуры» как пример воплощения
карнавального мира..............................................52
Глава II. Музыка в системе карнавального празднества § 1 .Музыка и танцы «дурацкой культуры» в образной системе
карнавального мира................................................67
§ 2.Музыкальные компоненты образной системы карнавального мира. 88
Глава III. Образный и эмоциональный мир карнавала в музыкальном произведении
§ 1. Карнавальные признаки и образный мир старинной Folia
d’Espagne.....................................................111
§ 2 Художественный мир карнавала в клавесинных циклах
Ф.Куперена....................................................130
§ 3 Признаки карнавальной культуры в романтическом цикле
Р. Шумана "Карнавал" ор.9..................................143
Заключение....................................................154
Библиография..................................................165
Нотография....................................................181
Приложение 1 (иллюстрации).....................................184
Приложение 2 (нотные примеры)..................................218
2
ВВЕДЕНИЕ
Карнавал как явление древнее, сложное, многосоставное, находится в центре внимания многих исследователей различных областей искусствознания.
Карнавал на протяжении многих веков определил свое бытие в двух основных формах: в реально разыгрываемом празднестве («карнавал») и в форме идей, тем, сюжетов и образов, воплощенных в структуре художественного произведения («карнавальность»). Данное разграничение нашло прямое отражение в возникновении различных подходов к изучению явления реального карнавала - структуры организации празднества и его функций, а также в противоположных интерпретациях карнавальности.Соответственно этому, в изучении проблемы обращают на себя внимание два исследовательских направления.
Первое, представленное работами, выполненными в русле исторического и культурологического подходов, а также рядом фольклорных и театроведческих исследований, ставит задачу определения исторических корней карнавала, его генезиса. В задачу второго направления входит представление карнавала в виде огромного запаса художественных идей, мигрирующих тем, сюжетов и образов.
Впервые идея «карнавальносги», как известно, была рассмотрена М. Бахтиным, где карнавал предстал как особый метаязык культуры, «кочующий сюжет», особая «картина мира». Данная проблема нашла продолжение в других видах искусствознания, в частности, при анализе живописи, в театроведении (43;44;46;47).
На основе изучения работ первого из названных направлений, можно заключить, что в его рамках обнаруживаются различные взгляды на сущность карнавала как явления культуры. В фольклорных исследованиях карнавал представлен как комплекс обрядов, в исторических - как ведущая
изложенной в его работах «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (10). Автор проводит анализ карнавала через выявление таких категорий художественного сознания, как хронотоп, сюжет, образ, картина мира.
В общих представлениях о карнавале как культурно-историческом явлении М.М.Бахтин впервые выделил и противопоставил разные художественные системы, разделив их на «два мира»: реальный мир карнавала (смеховая культура) и вымышленный мир художественного произведения с последовательным воплощением в нем сцен, сюжетов, образов и символов карнавала. М.М.Бахтин освещает основные нуги в развитии и изучении карнавального жанра на примерах литературы средневековья и Ренессанса, частично охватывая комедию сЫРаЛе и романтический карнавал. Привязанность к литературному материалу не мешает автору рассматривать карнавал как особый метаязык культуры всесторонне — не только внутри одной области культуры, но и как «кочующий сюжет», преодолевающий рамки одного конкретного вида искусства.
При данной постановке вопроса явление карнавала анализируется с двух разных точек зрения и, соответственно, в двух разных значениях: узком и широком. Первое позволяет раскрыть карнавал в контексте ритуала, обряда, а также выявить некоторые признаки этого жанра. Второе, более широкое значение, связано не столько с содержательными константами жанра, сколько со способностью перерабатывать, проживать, разыгрывать «<...>обрядово-зрелищные «мысли», слагавшиеся и жившие на протяжении тысячелетий в широчайших народных массах европейского человечества» (10, с.209).
Представляется важным и то обстоятельство, что процессы мифации образов карнавала в виде идей, тем, сюжетов и образов М.М.Бахтин вывел за узкие рамки литературы. Это явление он определил как
26
кариавальностъ - особое мироощущение, обладающее «могучей животворной преображающей силой и неистребимой живучестью» (10, с. 180). «Карнавальность» в той или иной мере оказала прямое влияние не только на жанры литературы периода античности и средневековья, но также в редуцированном виде проникла в салонную маскарадную культуру XVIII столетия, впоследствии претерпела значительные метаморфозы в эпоху романтизма. Согласно ракурсу нашей работы, особую важность приобретает задача рассмотрения включения его в систему образных эквивалентов (Ю.Лотман) и «перевода» па язык другого вида искусства.9
Итак, рассмотрение карнавала в его прикладной реальной функции позволяет выделить ряд признаков, специфичных для природы карнавала как массового действа:
1) карнавал - это сложная, многообразная синтетическая театрально-зрелищная форма, имеющая определенную единую основу;
2) карнавал - это особое праздничное мироощущение, переведенное в символические конкретно-чувственные формы, со свойственной ему эксцентрикой и вольным фамильярным контактом;
3) карнавал объединяет различные противоположности, к примеру, рождение/смерть, благословление/проклятие, хвала/брань, верх^низ, лицо/зад, молодость/старость и т.д. по пршщипу «обратности» - «monde a l’envers», «амбивалентности», демонстрируя процесс постоянных смен и обновлений;
4) карнавал невозможен без профанации - системы пародий, фарсов, карнавальных снижений, «увенчаний-развенчаний».
В своей философско-эстетической и глубоко научной концепции Бахтин не придерживался цели создания четко обозначенной и
9 К числу методологических достижений М.М. Бахтина в этой области относится разработка анализа «авторского отношения» и «точки зрения» в искусстве, а также аналитический опыт в разделении «своего» и «чужого» слова. Данный подход успешно применен и разработан Б.Успенским (124) на материале живописи, в музыковедении известны исследования Л.Крыловой (74), Л.Казанцевой (61),Т.Черновой (138; 139) и других.
27