Ви є тут

Образование как общественное благо : Воспроизводство, распределение и потребление

Автор: 
Пруель Николай Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
272450
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Образование в системе общественных благ 23
1.1. Социальное в экономике 23
1.2. Социально-экономическая определенность общественных благ 44
1.3. Свойства образования как общественного духовного блага 63
Глава 2. Образование в структуре потребительного производства 85
2.1. Специфика создания духовных благ 88
2.2. Затраты и результаты образовательной деятельности общества 111
2.3. Социальная сила образования 136
Глава 3. Распределение образовательных благ 153
3.1. Социальные способы распределения образовательных благ 154
3.2. Специфика обращения образовательных благ 177
3.3. Мера распределения в сфере образования 196
Г лава 4. Накопление образовательных благ 216
4.1. Образование в материальном производстве 217
4.2. Образование в воспроизводстве человека 233
4.3. Показатели накопления образования 250
Заключение 266
... Т-, и.»
Литература 272
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовании. Образование - такой объект анализа многих научных дисциплин, который оказывает, в свою очередь, обратное влияние на них. Оно, взятое в своем прикладном аспекте, использует результаты разнообразной человеческой деятельности, добавляя к ним и действительности как таковой собственную полезность. Образование, обладая всеохватывающим характером и способностью проникать практически во все сферы общественной жизни и стороны человеческой деятельности, воздействует на различные объекты, явления и процессы социальной жизни, что дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их. Функциональность образования возрастает в геометрической прогрессии, если собственное его воспроизводство строится на началах и принципах, основанных на знании, обоснованных наукой, подтвержденных практикой. В этом случае общие контуры развития образования обретают свое позитивное существование во множестве актуализированных особенных формах диалектики образовательных структур и общества: в достаточном и приоритетном финансировании образовательных учреждений, структурированной социальной политике в области образования, действенной образовательной политике, но также и наоборот - реальных образовательных и профессионально-квалификационных, отраслевых и статусных ресурсах общества.
В этом случае аргументированно можно будет утверждать не только о положительном контуре взаимовлияния экономики и образования, детерминационном воздействии образования и политики друг на друга и остальные сферы жизнедеятельности общества, но также и о реализации
экономист Н.Д.Кондратьев при выяснении содержания понятий хозяйства и хозяйственных явлений, решая вопрос об установлении объекта изучения экономических наук.39 Он, подвергая тщательному разбору по этой проблеме взгляды Геймана, Штригля, Шумпетера, Книса, Шмоллера, Вагнера, Менгера и многих других, пришел к тем выводам, что хозяйство суть категория социальная, а экономическая наука относится к разряду наук социологических. Еще ранее характеризовал политическую экономию как науку социологическую С.Н.Булгаков.40
Экономическое, с этой точки зрения, безусловно относится к социальному, оно не может быть вне социального, нельзя разграничивать социальное и экономическое, противопоставлять эти категории друг другу. В противном случае, непонятыми остаются самые различные особенные формы существования и функционирования и социальности как таковой, и социального в экономике. В этих условиях специально приходится обосновывать тезис о «вложенности» экономики в общественные отношения и о «вложенности» социального в экономику.41
Таким образом, существует проблема, которая не может быть решена простым совмещением двух противоположных подходов: традиционного социологического, рассматривающего социальность с позиции совместности, группности, и экономического, обосновывающего социальность с позиции экономики. Думается, истинное понимание социальности заключается не в эклектическом совмещении указанных подходов, а, наоборот, в выборе той позиции,
39 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. - М., 1991. С. 71 - 117
411 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 218,223
41 Martinelli A., Smelscr N.J. Economic sociology: Historical Threads and Analytic Issues // Current Sociology. Vol. 38. Number 2/3. Autemn / Winter 1990. Pp. 1 - 49
28
которая отрицает и снимает в диалектическом смысле свою противоположность.
Проблема исследования социального в экономике заключается сначала в том, чтобы обнаружить ту особую и исходную форму, элементарное бытие социальности, которая обеспечивала бы логическое движение нашего познания данной категории от частного к общему, от абстрактного к конкретному.
Такой предпосылкой исследования социального в экономике являются действительные индивиды, “их деятельность и материальные условия их жизни, как те которые находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью”.42 Рассмотрение человека в качестве элементарного бытия социальности, общества и исходного пункта анализа, отвечает всем необходимым требованиям построения теории и соответствует историческому развитию
производства, ибо история последнего начинается именно как производство и воспроизводство человека.^
Следует согласиться, что «раз человек уже существует, он как постоянная предпосылка человеческой истории, есть также ее
постоянный продукт и результат, и ПРЕДПОСЫЛКОЙ человек является только как свой собственный продукт и результат».44 Вопрос
заключается в том, как именно рассматривать человека: в виде некоего изолированного робинзона («гомоэкономикус» в современном смысле данного слова) или как общественного индивида.
Известно, что точку зрения робинзонады при решении вопроса о выделении начальной “социальной клетки” построения социологической теории не принял П. Сорокин, который категорично утверждал, что индивид никоим образом не может считаться микрокосмосом
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 18 4' Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. С. 29
29