Ви є тут

Культурные стратегии региональных средств массовой коммуникации в постсоветский период : На примере Республики Татарстан

Автор: 
Ходжаева Екатерина Анисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273893
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. Культурные стратегии масс-медиа: сущность, субъекты, типология 17 § 1.1. Направления концептуализации культурных стратегий СМК 17 § 1.2. Субъекты культурных стратегий масс-медиа: цели и ресурсы 40 § 1.3. Основные факторы формирования культурных стратегий СМК 68 § 1.4. Проблема типологизации масс-медийных культурных стратегий 92
Глава 2. Трансформация культурных стратегий СМК Республики Татарстан в постсоветский период. 114
§ 2.1. Основные тенденции трансформации общероссийских масс-медиа и специфика изменения системы СМК Республики Татарстан. 114 § 2.2. Ценностно-нормативное содержание татарстанских СМК: влияние политических элит и бизнес-структур 138
§ 2.3. Медиа-сообщество Татарстана: возможности и ограничения в формировании культурных стратегий масс-медиа 165
§ 2.4. Репрезентация этничности в средствах массовой коммуникации Татарстана на примере медиа-дискурса языкового неравенства в системе образования 194
Заключение 217
Список литературы 232
Приложения 250
3
Введение
Актуальность темы исследования. Средства массовой коммуникации (СМК или масс-медиа1) — один из немногих социальных институтов, сохранившихся после распада СССР и оказавших большое воздействие на российское общество в последнее десятилетие. Произошла кардинальная трансформация в устройстве отечественной информационной системы, причины которой коренятся как в изменившемся социально-экономическом и политическом контексте, так и в технологических инновациях. В качестве основных тенденций изменений российской масс-медийной системы в 1990-е годы можно указать коммерциализацию, децентрализацию, регионализацию и сегментацию СМК.
Произошел переход от государственно-монополистической формы организации и функционирования СМК, которая сложилась в СССР и характеризовалась бюджетным финансированием масс-медиа, их полным подчинением властным структурам, жестким идеологическим контролем, к смешанной модели: в медийном пространстве сосуществуют и действуют по законам рыночной экономики государственные и коммерческие СМК, каждое из которых в своей деятельности разрабатывает и реализует самостоятельную культурную стратегию. Резко увеличилось количество СМК, изменились старые и возникли новые информационные и развлекательные стратегии, трансформировались интересы аудитории и, как следствие, содержание масс-медийных сообщений. Интенсивное, по сравнению с советской эпохой, развитие региональных медиа-систем, в частности системы СМК Республики Татарстан, делает особо актуальным исследование того, как в конструируемом средствами массовой коммуникации пространстве происходит взаимодействие глобальных и локальных символических форм.
1 В отечественной социологии «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации» зачастую понимаются как синонимы. В западной теории используется термин «масс-медиа», который также вошел в российский научный лексикон. См.: Потапов Ю.А. К вопросу о понятии «средства массовой коммуникации и информации»// Средства массовой информации в современном мире. — СПб., 1997. — С.25-26.
манера...»1. Выступая в качестве составляющей культурной стратегии того или иного СМК, стиль может быть выражен в его дизайне и оформлении, в конкретных вербальных средствах коммуникации (стилевые особенности речи журналистов), манере подачи материала — использование графических или табличных форм и пр. Возможно также использование данного понятия для описания стилевых различий информации, циркулирующей в системе масс-медиа и ориентирующей на определенные жизненные и культурные стили аудитории. Так, можно констатировать различия в приверженности СМК к определнным культурным стилям. Например, общероссийский телеканал «Культура» ориентирован в первую очередь на репрезентацию классического стиля в музыке, искусстве, литературе, в то время как канал МТУ транслирует образцы современной западной поп-, и рок-индустрии, и, следовательно, ориентирован на репрезентацию современных молодежных культурных стилей. В этом отношении необходимо констатировать взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимную ориентированность между стилем масс-медиа и многообразными культурными и жизненными стилями социальных групп, являющих собой аудиторию.
Определяя культурные стратегии СМК через понятия «ценности», «нормы», «значения», «идеологии», «социальные идентичности», мы заведомо отказываемся от понимания масс-медиа лишь в качестве нейтральных каналов2. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть, как эти понятия трактуются в рамках социологии массовой коммуникации.
Под ценностями в обществоведческих науках понимают представления людей или социальных групп о том, что желательно, приемлемо в обществе. Нормы включают в себя правила поведения, принятые в определенной социальной общности, причем все принятые в различных группах нормы подкрепляются представлениями о различных санкциях (варьирующихся от неформального неодобрения до физического наказания или смерти),
1 Ионии Л.Г. Социология культуры. —С. 164.
2 См. Борсв В. Ю. Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. — М.: Наука, 1986.
применяемых в случае невыполнения этих норм. Сторонники структурного функционализма при анализе места и роли средств массовой коммуникации в обществе отмечали, что масс-медиа, являясь одним из каналов трансляции и усвоения ценностно-нормативного содержания, способствуют сохранению социальной стабильности1.
Структурно-функциональный подход видит в масс-медиа институт, который, выполняя определенные функции, обеспечивает вместе с другими социальными институтами устойчивость системы во времени. В связи с этим, культурные стратегии СМК можно рассматривать как механизм приспособления медиа-системы к изменяющимся условиям для поддержания общественных отношений. Так, один из первых исследователей массовой коммуникации Г. Лассуэлл отмечал, что власть использует доминирующие ценности общества в качестве своей идеологии и транслирует их через каналы СМК2. Относительно западного общества в качестве основных ценностей, репрезентируемых в содержании медиа-сообщений, им были отмечены власть, благосостояние, уважение и просвещение. При этом идеологические компоненты содержания сообщений масс-медиа могут как способствовать эффективной коммуникации, так и препятствовать ей, в зависимости от того, в чьих интересах регулируется символическая деятельность СМК (или, используя нашу терминологию, в зависимости от того, что определяет их культурные стратегии).
Помимо рассмотрения места в содержании СМК тех ценностей, которые наиболее широко распространены и усвоены членами общества, исследователи выделяют также ценности, функционирующие в самой системе масс-медиа, воспринятые медиа-сообществом, на основании которых производится процесс отбора сообщений. В частности, Н. Луман, применивший свою теорию системного анализа к изучению масс-медиа, рассматривает их как частичную функциональную подсистему общества, в основе функционирования которой
1 Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. — Киев, Наукова Думка, 1993. — С.
11-29.
2 Lasswell H.D. The structure and fonction of communication in society // Mass communications. Л book of reading. — Urbana: Un-ty of Illinois Press, 1960. — P. 117-130.